Создание схемы
Часть II
Изгибы пучков
На нашей схеме крутые изгибы пучков. Это получилось не сразу. Я знал, что линии должны гнуться плавно, без адских изломов. Но красиво погнуть получалось только одну линию. В пучке на внешних линиях изломы появлялись:
![Standart bends](imgs/bend-standart-note.jpg)
Такие изломы были на всех схемах, которые я смотрел:
![Bad corners examples](imgs/bad-corners-sample.jpg)
И я делал так же. Но Илья сказал на всех не оглядываться, а сделать круто. Начал искать. Если красиво погнуть внешнюю линию, внутренняя сморщивается:
![Overgood bends](imgs/bend-outergood.jpg)
Тут я понял, что если точки изгиба стоят на прямой, перпендикулярной пучку, неизбежно получается одно из двух зол, а чтобы починить, надо их сдвигать вот так:
![Good bends](imgs/bend-allgood.jpg)
В итоге от скруглений глаз не оторвать:
![Awesome bends on map](imgs/awesome-curves.png)
Автобусы и троллейбусы
Сперва я хотел добавить пару автобусов, идущих в аэропорт. Но быстро понял, что остальные автобусы и троллейбусы так же важны. Трамвай не охватывает весь Челябинск и во многие места ходит только автобус или троллейбус.
Схемы 2011 года понятные:
![Bus and trolleys maps](imgs/bustr.jpg)
Но их заменили общей схемой, которую показывал в начале:
![Common map](imgs/common-scheme.jpg)
Я решил сделать дополнительную схему понятней официальной. Сперва рисовал с бумажных схем. Это удобнее переключения между окнами на компьютере. Да и почеркаться карандашом можно.
![pic](imgs/paper-schemes.jpg)
Но бумажным схемам несколько лет и маршруты изменились. Поэтому время от времени сверялся с Викирутс. Во время проверки заметил, что 6-й трамвай поднимается до проспекта Победы.
Было:
![Before](imgs/6throute-1.jpg)
Стало:
![After](imgs/6throute-2.jpg)
После этого косяка перепроверил все маршруты.
В начале для различия автобусов и троллейбусов использовалось цветовое кодирование:
![First bus and trolleys lines](imgs/color-bases.jpg)
Это сложно. Чтобы отличить автобус от троллейбуса нужно посмотреть легенду, запомнить цвета и вернуться к схеме.
![First tram map with bus and trolleys](imgs/color-bases-scheme.png)
Идеальный объект — когда объекта нет, а функция его выполняется. С этими словами Илья предложил избавиться от легенды, а у номеров троллейбусных и автобусных маршрутов поставить иконки:
![Colour and icons](imgs/color-with-icons.png)
Иконки унаследовали цвет от номеров. До 2010 года у челябинских троллейбусов была синяя ливрея (отсюда и выбранный цвет). Но об этом вряд вспомнят, пользуясь схемой. В 2011 году на 275-летний юбилей Челябинска город закупил 50 автобусов. С завода автобусы пришли в новой вишнёво-песочной ливрее. Позже такая ливрея перешла на электротранспорт. Поддержки в реальном мире цвета иконок не имеют. К тому же, с цветными автобусами и троллейбусами схема похожа на новогоднюю ёлку с игрушками:
![Map like xmas tree](imgs/color-xmastree.png)
Иконки достаточно, чтобы отличить автобусы от троллейбусов. И мы перекрасили их в цвет линий. Финальная автобусно-троллейбусная схема:
![Final bus and trolleys lines](imgs/fin-bus-map.png)
Герб и иконка поезда
Илья предложил добавить в заголовок герб. Маленький герб в углу напомнил еду, прилипшую к уголку рта. Я предложил:
![Title at the map](imgs/2nd-title.jpg)
Получилось неплохо, но герб слишком активный. Решаем сделать чёрно-белый герб. В качестве референса изучаем работы Герда Арнтца. Первый подход:
![Coat of arms 1](imgs/coa-01.png)
Илья: «Внешнюю границу поклажи верблюда надо жирнее. На кирпичной стене как будто бы недостаёт одной линии под выпирающими кирпичами. Верхняя и нижняя границы стены должны быть толще. Верблюду пригодятся глаза или что-то ещё такое».
Мы обменивались картинками и комментариями несколько дней. Потом в обсуждение позвали Сергея Чикина и он показал, как надо делать. Герб получился только на 17-й итерации:
![Set of coats of arms](imgs/coatofarms-variants.jpg)
С паровозом провозились дольше. Сначала нарисовал в анфас:
![Train icon 1](imgs/train-face.png)
Издалека такой паровоз можно принять и за трамвай, и за метро. Нарисовал паровоз в профиль. Первый вариант вышел карикатурный. При цветопробе все мелкие детали потерялись.
![Train icon 2](imgs/train-1st.png)
Время шло, паровоз менялся, но удовлетворённости от него не было.
![Set of train icons](imgs/train-sets-of.png)
Перед выпуском схемы времени на доводку паровоза не осталось. Мы поставили паровозик со схемы московского метро Ильи:
![Final icon](imgs/train-birman.png)
Кстати, с паровозиком на схеме метро Илье тоже помогал Сергей Чикин.
Полевые испытания
В середине апреля я приехал с распечатанной схемой в депо. Схему печатали на листе А3 и наклеили на стену кабины вагоновожатой. Левая часть стены занята стендом с информацией, справа дверь, клеить можно только по центру. В трамваях 71-605 на этом месте глухое окно шириной 40 см. Лист А3 приходится укорачивать. Но схеме тесно в раме окна и она теряется на фоне других наклеек:
![First fitting](imgs/1st-fitting.jpg)
Проблему решили кардинально — разместили схему на окне. Напротив центральной двери. Первый раз напечатали на прозрачной матовой плёнке. Выглядит круто, Ай-ОС 7 в трамвае:
![Transparent map](imgs/preview-window.jpg)
Но пользоваться такой невозможно. Днём прозрачную схему не разглядеть:
![Invisible transparent map](imgs/transp-preview-window.jpg)
Приложили с обратной стороны белую подложку — это исправило положение:
![Transparent map with white background](imgs/white-preview-window.jpg)
Чтобы откатать пробную схему по городу, её должен проверить и подписать Отдел перевозок. Перед отправкой на проверку добавил новый маршрут Колющенко — Кирова — ЧЭМК. Он появился первого июня, за четыре дня до примерки полупрозрачной схемы. Сначала хотел попросить, чтобы маршрут отменили — цвета на схеме подобраны, пучки красиво собраны, зачем что-то менять? Но всё же добавил. После отправил на проверку:
![Map for corrections](imgs/scheme-for-corrections.jpg)
Через неделю получил правки:
![Map with marks](imgs/op-correction.jpg)
К стыду я пропустил остановку «Первоконная», мимо которой ездил всё детство. А отдел перевозок пропустил остановку «Лермонтова» (это выяснилось позже). Так что счёт стал 1:1. После исправлений схему подписали и отдали в печать. Когда из типографии пришёл пробный экземпляр, его наклеили окно и выпустили вагон в город.
![Map on the window](imgs/map-on-window.jpg)
Несколько раз я катался в этом трамвае, рассматривал пассажиров, задавал им вопросы и беседовал с кондукторами. В один из дней я ехал по улице Горького, где трамвай остановился на «Лермонтова», не указанной на схеме.
![Map in the field](imgs/1st-ride.jpg)
После публикации внимательные читатели нашли несколько ошибок и помарок на схеме, которые мы исправили. Осталось дождаться полного тиража и наклеить в трамваи.
Эволюция схемы:
![](imgs/evolution/scheme-01.jpg)