Создание схемы
Часть I
Creating a map
В 2011 году в большинство вагонов наклеили схему движения трамваев:
Осенью 2013 на остановках появились щиты с общей для городского транспорта схемой:
На улице она здоровая, метр на метр, а пользоваться неудобно. Разобраться в хаосе из текста и линий можно, но только если уже знаком с городом. В троллейбусах и автобусах висят копии этой схемы на листах А3. Из-за тряски во время движения проследить за нужным транспортом по схеме невозможно.
Со словами «не нравится — сделай лучше» сел делать свою. Набил скриншотов на Яндекс.Картах, нарисовал поверх схему путей и начал рисовать:
Черновик схемы:
Порядок линий в пучках не продуман, названия остановок раскиданы кое-как.
За несколько подходов схема похорошела. Расположение линий в дальнейшем не менялось, остановки упорядочил, добавил заголовок и легенду:
В это время захотел сделать схему официальной, а не в стол. Написал Илье Бирману и попросил совета. Илья дал советы по схеме и помог советами по переговорам в депо, если получится туда попасть.
По телефону, указанному на сайте «ЧелябГЭТа» договорился о встрече в рекламном отделе. Через неделю после встречи в депо, рекламный отдел подтвердил сотрудничество. После этого Илья возглавил проект и началась кропотливая работа над схемой.
Схема классно выглядит на экране, но пользоваться будут бумажным вариантом. С помощью малярного скотча, ножниц, штор, лампочки и кота соорудил на стене макет стены трамвая, чтобы проверять цвета и читабельность в разных условиях.
День:
Пасмурная погода:
Ночь:
За спинами недовольных пассажиров:
Распечатки на стене оказались полезней, чем я ожидал. Цветные пучки, которые хорошо смотрелись на мониторе, ночью сливались в одну тёмную линию.
Цвета линий в начале работы над схемой постоянно менялись. Метод «сегодня я сяду и подберу цвета» не сработал. Цветопробы выявляли недостатки — линии сливались, сочетания приходилось подбирать заново. Это долгий и интересный процесс. При подборе учитывал, что при определённых видах дальтонизма (например, протаномалия — недостаточная чувствительность к красным тонам) некоторые цвета выглядят одинаково:
Подбор цветов начинал на пр. Победы — там самый толстый пучок, 6 маршрутов. При каждом изменении этого пучка приходилось полностью менять цветовое решение схемы — трамваи с Чичерина расползаются по всему городу. И нигде соседние линии не должны смешиваться.
Цветопробы делал регулярно. К концу проекта распечаток накопилось больше дюжины.
Изменения флага Трамвайной республики Челябинска им. проспекта Победы:
Остановки и пересадки
Первые остановки обозначил тонкими линиями. Перекрёстки обвёл тонкой рамкой:
Потом попробовали метрошный вариант обозначения остановок — «пеньки». Сначала все пеньки были одной высоты:
Илья: «Давай внутренние пеньки сделаем поменьше, чем тот, который торчит наружу из пучка, чтобы они не перекрывали кислород линиям».
Но даже так пеньки не нравились. Привычные, но торчат слишком грубо. Царапают глаза, что ли.
С пеньками появилась и другая проблема — как подписывать перекрёстки. Пеньки у линий торчат в разные стороны, и непонятно, как расположить надпись, чтобы она относилась сразу ко всем пенькам. В итоге обвёл перекрёсток жирной рамкой.
Но рамка отличается от обычных остановок и кажется, что трамваи проходят этот сквозь неё без остановки. Решили найти другое обозначение остановок и вместе с ним подходящий вариант для перекрёстков.
На лондонской автобусной схеме линии разделяются белыми прожилками, а остановках белые точки:
Примерил это к нашей схеме:
Илья попросил убрать прожилки. Я спросил почему в Лондоне рисовать прожилки можно, а нам нельзя. Илья рассказал, что остановки в Лондоне объединены группами и на каждой своя схема, показывающая куда можно добраться с этой и ближайших остановок. Подобрать цвета так, чтобы они не смешивались ни на одной из схем — нереально. Поэтому прожилки между линиями на лондонских схемах необходимое зло.
Точки на остановках Илья предложил соединить коридорчиками и сгладить углы. Теперь остановки стали секс-игрушками:
Линии в результате развалились на куски. Взгляд не скользит вдоль маршрутов, а постоянно спотыкается:
Решили было вернуться к пенькам, как Илья предложил классный вариант с волнами:
Вроде неплохо, но взгляд не скользит вдоль линии, а скачет вверх-вниз:
Илья: «Волны воспринимаются легче, если обратную сторону оставить плоской. И надо понять, как мы будем делать автобусные линии, если волны выживут».
Тоже волнами на линии. Кардиограмма автобусиков в городе.
Кардиограмма не понадобилась — волны не выжили. Схема с ними стала похожа на розовый куст. Красивая, но шипастая. Но волны повлияли на дизайн конечных остановок.
От стандартных пеньков и точек отказались. Решили найти что-то новое. Инкубатор маркеров:
Крупным планом:
Пеньки продолжали бесить угловатостью и вибрацией, а сглаживание приводило к тому, что их становилось плохо видно. Илья предложил в порядке эксперимента сгладить только внутренние части:
Поиск остановили на трапециях. Как классические пеньки, только интеллигентней. Глаз за них не цепляется, а плавно восходит вверх к названию остановки. Остановились на первом варианте:
Набор трапеций напомнил игру «Эксайт байк» для Денди:
В один момент засомневались в трапециях и натыкали в схему булавок:
На схему в булавках больно смотреть. Сразу представляю, как много тонких булавок торчат из меня, их задевают и мне больно. Схема напомнила Пинхеда:
После этого в трапециях не сомневались.
Параллельно с остановками работали над конечными. В ранних версиях на ветках с одной или двумя линиями получались флажки. На остальных фигня — номера ни о чём парили над линиями. Не было единообразия.
Какое-то время номера на конечных то отклеивались, то приклеивались обратно:
С конечными была ещё одна проблема — после последней точки линия чуть-чуть продолжалась. Казалось, что после конечной трамвай ещё немного идёт. Не было ощущения, что это финал линии. Илья предложил чтобы конечная была реально концом линии:
Предлагаю ещё вариант с трапециями и приклеенным номером:
Илья одновременно присылает картинку конечной остановки. «Так сразу ясно, что трамвай дальше не идёт»:
Вариант нам понравился, мы решили его дальше развивать. Но у нас была ещё одна проблема — как сделать перекрёстки. И временно мы отложили работу над конечными.
Первый вариант перекрёстков — рамки вокруг — не подходил к первым маркерам остановок. При введении секс-игрушек (простите за каламбур) стало приятно. Протянул коридорчики до всех точек и ясно — общая остановка. На первый взгляд, остановки тут в порядке:
Но это не так. Кажется, что вертикальный трамвай не останавливается на Российской, ведь две точки как будто лежат только на горизонтальных линиях, а на вертикальной своей нет. Если остановка для всех, то и точки должны быть на каждой линии. Когда Илья мне это объяснил, я добавил дополнительные точки, чтобы у каждой линии была своя:
Но теперь выглядит так, будто трамвай на вертикальной линии три раза останавливается на каждой остановке. Сместил точки и в результате пересадки стали сложными и некрасивыми:
Закатал рукава, накопировал сложных перекрёстков и рисовал, что приходит в голову:
Забавные варианты:
Правый вариант напоминает штуку, которой управляют трамваем:
Пока я рисовал пересадки, Илья предложил вариант с плашкой:
Похожая плашка была среди моих вариантов:
Оставалось сделать плашку спокойней, меньше и аккуратнее. Но сначала я идеей не проникаюсь и выдаю ещё варианты:
Илья написал: «Твой набор из миллиона пересадок крутой. Но они все в сторону „как бы нарисовать всего побольше“, а надо в другую сторону». Пробую рисовать в сторону упрощения.
Не сдержался, усложнил пересадки:
И вариант с плашками (которых пока больше, чем нужно):
Илья, посмотрев предложенные варианты написал, что плашки, лежащие под перекрёстками чемпион: «Это просто графический ход, чтобы подписать несколько пеньков один раз, а не способ выделить».
Подумав, согласился. Конструктивно остановки на крупных перекрёстках никак не выделены. Это просто остановки, а значит и пересадки для них изобретать не нужно. Действительно, плашки — чемпион.
Сначала делаю с ошибками — получилось назойливо:
Потом успокаиваю их и получается красота.
Красота оказалась невидимой на цветопробе. И в финале чуть потемнела.
После перекрёстков мы продолжили работать с конечными. Илья добавил им 3Д:
Я нарисовал на сгибе блик — ещё больше три дэ.
Илья: «Так давай ещё на номера добавим градиент».
Из линий маршрутов получились клёвые блестящие ленты, красиво переплетающиеся на перекрёстках и поднимающиеся у конечных. Но в финале блик на сгибе убрали, это уже был перебор. Клёвые блестящие ленты стали кайфовыми матовыми. Изгиб линий у конечных долго не давался, получался топорным. Потом до меня дошло посмотреть, как это будет выглядеть в настоящем мире. На бумажной ленте нарисовал пять линий и нафоткал изгибы:
После этого было просто. Выбрал лучшие варианты и отрисовал.