Создание схемы
Часть II
Изгибы пучков
На нашей схеме крутые изгибы пучков. Это получилось не сразу. Я знал, что линии должны гнуться плавно, без адских изломов. Но красиво погнуть получалось только одну линию. В пучке на внешних линиях изломы появлялись:
Такие изломы были на всех схемах, которые я смотрел:
И я делал так же. Но Илья сказал на всех не оглядываться, а сделать круто. Начал искать. Если красиво погнуть внешнюю линию, внутренняя сморщивается:
Тут я понял, что если точки изгиба стоят на прямой, перпендикулярной пучку, неизбежно получается одно из двух зол, а чтобы починить, надо их сдвигать вот так:
В итоге от скруглений глаз не оторвать:
Автобусы и троллейбусы
Сперва я хотел добавить пару автобусов, идущих в аэропорт. Но быстро понял, что остальные автобусы и троллейбусы так же важны. Трамвай не охватывает весь Челябинск и во многие места ходит только автобус или троллейбус.
Схемы 2011 года понятные:
Но их заменили общей схемой, которую показывал в начале:
Я решил сделать дополнительную схему понятней официальной. Сперва рисовал с бумажных схем. Это удобнее переключения между окнами на компьютере. Да и почеркаться карандашом можно.
Но бумажным схемам несколько лет и маршруты изменились. Поэтому время от времени сверялся с Викирутс. Во время проверки заметил, что 6-й трамвай поднимается до проспекта Победы.
Было:
Стало:
После этого косяка перепроверил все маршруты.
В начале для различия автобусов и троллейбусов использовалось цветовое кодирование:
Это сложно. Чтобы отличить автобус от троллейбуса нужно посмотреть легенду, запомнить цвета и вернуться к схеме.
Идеальный объект — когда объекта нет, а функция его выполняется. С этими словами Илья предложил избавиться от легенды, а у номеров троллейбусных и автобусных маршрутов поставить иконки:
Иконки унаследовали цвет от номеров. До 2010 года у челябинских троллейбусов была синяя ливрея (отсюда и выбранный цвет). Но об этом вряд вспомнят, пользуясь схемой. В 2011 году на 275-летний юбилей Челябинска город закупил 50 автобусов. С завода автобусы пришли в новой вишнёво-песочной ливрее. Позже такая ливрея перешла на электротранспорт. Поддержки в реальном мире цвета иконок не имеют. К тому же, с цветными автобусами и троллейбусами схема похожа на новогоднюю ёлку с игрушками:
Иконки достаточно, чтобы отличить автобусы от троллейбусов. И мы перекрасили их в цвет линий. Финальная автобусно-троллейбусная схема:
Герб и иконка поезда
Илья предложил добавить в заголовок герб. Маленький герб в углу напомнил еду, прилипшую к уголку рта. Я предложил:
Получилось неплохо, но герб слишком активный. Решаем сделать чёрно-белый герб. В качестве референса изучаем работы Герда Арнтца. Первый подход:
Илья: «Внешнюю границу поклажи верблюда надо жирнее. На кирпичной стене как будто бы недостаёт одной линии под выпирающими кирпичами. Верхняя и нижняя границы стены должны быть толще. Верблюду пригодятся глаза или что-то ещё такое».
Мы обменивались картинками и комментариями несколько дней. Потом в обсуждение позвали Сергея Чикина и он показал, как надо делать. Герб получился только на 17-й итерации:
С паровозом провозились дольше. Сначала нарисовал в анфас:
Издалека такой паровоз можно принять и за трамвай, и за метро. Нарисовал паровоз в профиль. Первый вариант вышел карикатурный. При цветопробе все мелкие детали потерялись.
Время шло, паровоз менялся, но удовлетворённости от него не было.
Перед выпуском схемы времени на доводку паровоза не осталось. Мы поставили паровозик со схемы московского метро Ильи:
Кстати, с паровозиком на схеме метро Илье тоже помогал Сергей Чикин.
Полевые испытания
В середине апреля я приехал с распечатанной схемой в депо. Схему печатали на листе А3 и наклеили на стену кабины вагоновожатой. Левая часть стены занята стендом с информацией, справа дверь, клеить можно только по центру. В трамваях 71-605 на этом месте глухое окно шириной 40 см. Лист А3 приходится укорачивать. Но схеме тесно в раме окна и она теряется на фоне других наклеек:
Проблему решили кардинально — разместили схему на окне. Напротив центральной двери. Первый раз напечатали на прозрачной матовой плёнке. Выглядит круто, Ай-ОС 7 в трамвае:
Но пользоваться такой невозможно. Днём прозрачную схему не разглядеть:
Приложили с обратной стороны белую подложку — это исправило положение:
Чтобы откатать пробную схему по городу, её должен проверить и подписать Отдел перевозок. Перед отправкой на проверку добавил новый маршрут Колющенко — Кирова — ЧЭМК. Он появился первого июня, за четыре дня до примерки полупрозрачной схемы. Сначала хотел попросить, чтобы маршрут отменили — цвета на схеме подобраны, пучки красиво собраны, зачем что-то менять? Но всё же добавил. После отправил на проверку:
Через неделю получил правки:
К стыду я пропустил остановку «Первоконная», мимо которой ездил всё детство. А отдел перевозок пропустил остановку «Лермонтова» (это выяснилось позже). Так что счёт стал 1:1. После исправлений схему подписали и отдали в печать. Когда из типографии пришёл пробный экземпляр, его наклеили окно и выпустили вагон в город.
Несколько раз я катался в этом трамвае, рассматривал пассажиров, задавал им вопросы и беседовал с кондукторами. В один из дней я ехал по улице Горького, где трамвай остановился на «Лермонтова», не указанной на схеме.
После публикации внимательные читатели нашли несколько ошибок и помарок на схеме, которые мы исправили. Осталось дождаться полного тиража и наклеить в трамваи.
Эволюция схемы: