Каравай историй

Пишу то, что в голову приходит. Иногда другое.

Ctrl + ↑ Позднее

Челябинский метеорит

Часть коллег, когда узнают, что я из Челябинска, спрашивают: «А ты видел метеорит?». Да. Сидел на кухне, пил чай и видел.

Метеорит произвёл впечатление. Огромная, быстрая, горячая, яркая дура пронеслась — у-у-у-ух! — по небу и скрылась за горизонтом. Война? Ракета? Пиздец? Самолёт? Началось? — пронеслись в одну секунду мысли.

Две недели спустя в подъездах появились обычные, на листочках, объявления:

Контраст между уникальным событием, которое не повторится при нашей жизни, и обыденными листочками из ЖЭКа удивителен.

«Мосхозторг»

В декабре Тёма написал про магазины «Мосхозторг». Когда нашёл такой же недалеко от моего дома, обрадовался. Много нужных в хозяйстве вещей собраны в одном месте. Даже купил совок с щёткой за 175 руб.

Через неделю я увидел в Икее похожий набор за 49 руб. И начал думать, что «Мозхозторг» не самое лучшее место для покупок. А потом увидел в этом магазине просеиватель для муки и офигел. Обратите внимание на цену:

Точно такой же просеиватель в Икее:
http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/40014340/

То есть, ребята меняют на товаре этикетку, увеличивают цену в пять раз и продают. Офигенный бизнес.

</2015>

Думаю, что 2015 для меня был самым осмысленным годом. Решения были обдуманы и подчинены конкретным целям (кажется, это называется «повзрослеть»). Начался год с простого желания попробовать себя в транспортной навигации. Закончился переездом в Москву.

В лекции, прочитанной в БВШД, Тёма рассказал как появился в России знак рубля: «Как-то мы собрались с друзьями, нарисовали знак рубля и начали его форсить. А семь лет спустя он стал официальным».

История о рубле показала, насколько огромные вещи иногда легко провернуть. Главное — не сидеть на жопе.

Пора подвести итоги прошедшего года. Важное:

  1. С помощью Ильи Бирмана нарисовал и сделал официальной схему Челябинских трамваев.
  2. Переехал в Москву и работаю в Студии Лебедева (подробности позже).
  3. Получил 2 кю по айкидо.

Ну и так, по мелочи: прочитал несколько книжек, несколько раз искупался на озере, научился подтягиваться несколько раз, похудел на несколько килограмм, продал велосипед.

2015   2015   итоги

Так как же слушать классическую музыку?

С тех пор, как я прочитал биографию Карла Черни, меня интересует вопрос — как понимать классическую музыку. Когда знакомлюсь с людьми, у которых высшее музыкальное образование, обязательно спрашиваю об этом.

Поэтому не мог пройти мимо двадцать пятого курса «Арзамаса» «Как слушать классическую музыку». Посмотрел с интересом. Часть материалов интересные, часть не очень. Но на заглавный вопрос «Как?» отвечает только один, разбирая Лунную сонату Бетховена. Это частный случай, без объяснения принципа. Не уверен, что смог бы экстраполировать его на другую музыку, если бы не знал о нём заранее.

Общие рекомендации, как изучать и понимать классику, полученные мной от музыкантов: не прыгать с места в карьер. Не нужно начинать, например, с Густава Малера. Въезжайте в классику постепенно, начиная с основ. При изучении работ любого композитора прочитайте его биографию, чтобы сопоставить события его жизни с творчеством этого времени (кто-то так же писал о литературе).

Курс «Арзамаса» подтолкнул меня к серьёзному изучению классики. Теперь заочно прохожу программу музыкальной литературы колледжа. Начал с Григорианских хоралов и музыки эпохи Возрождения.

«Бог как иллюзия» Ричарда Докинза

Это вторая прочитанная мной книга Ричарда Докинза. В первой — «Эгоистичный ген» — Ричард рассказывает о гене, как о главном объекте эволюции. В «Боге ...» Ричард Докинз приводит доказательства, что бога почти наверняка нет. Для полноценной, интересной жизни религия не нужна. Много цитат приводить не буду, иначе процитирую всю книгу.

Первая цитата напомнила о битвах вокруг ГМО. Сторонники ГМО аргументы подкрепляют ссылками на научные исследования, противники — природа этого не придумала (на самом деле нет), так не угодно богу.

В книге «Как мы верим. Богоискательство в научный век» Майкл Шермер описывает проведённый им совместно с коллегой Фрэнком Салловеем крупномасштабный опрос случайно выбранных американцев. Наряду со многими другими интересными выводами они установили, что религиозность действительно негативно соотносится с уровнем образования (чем лучше образован человек, тем меньше вероятность, что он окажется религиозным). Религиозность также отрицательно коррелирует с интересом к науке и политическим либерализмом (сильная отрицательная зависимость). Неудивительные результаты — так же, как и положительная зависимость между религиозностью детей и их родителей. Изучающие взгляды английских детей социологи выяснили, что только один ребёнок из двенадцати меняет религиозные взгляды, которые ему привили в детстве.

Краткое содержание увлекательного эксперимента проверки эффективности молитв:

Доктор Бенсон и его группа обследовали в шести больницах 1802 пациента, перенёсших операцию коронарного шунтирования. Больных разделили на три группы. За больных 1-й группы возносились молитвы, но они об этом не знали. За больных 2-й группы (контрольной) молитвы не возносились, и они также об этом не знали. За больных 3-й группы молились с их ведома. По результатам состояния больных 1-й и 2-й групп определялась эффективность молитвы о помощи. Состояние больных 3-й группы свидетельствовало о возможных психосоматических воздействиях на пациентов знания о том, что за них молятся.

Моление проводилось паствой трёх церквей: в Миннесоте, Массачусетсе и Миссури; все три церкви — на значительном расстоянии от трёх больниц. [...] Опубликованные в апреле 2006 года в «Американском кардиологическом журнале» результаты не оставляют сомнений. Состояние больных, за которых возносились молитвы, ничем не отличалось от состояния больных, за которых молитвы не возносились. Какой сюрприз! Имелось различие в состоянии тех, кто знал, что о них молятся, и пациентов из обеих групп, которые об этом не знали, — но и оно оказалось обратным ожиданию. У больных, знающих, что о них возносят молитвы, обнаружилось значительно больше осложнений, чем у тех, кто об этом не знал. Уж не проявление ли это кары господа, обиженного такой идиотской затеей? [...] Один из учёных, доктор Чарльз Бетея, объяснил: «Возможно, они тревожились: неужели я настолько болен, что нужно вызывать команду молельщиков?»

По данным исследования 2005 года Дания третья по количеству атеистов и агностиков страна в мире, их доля в населении от 43% до 80%. При этом Дания занимает второе место в списке самых безопасных стран мира. В Америке штаты с  высокой преступностью самые религиозные:

Хотя приверженность той или иной политической партии США и не является идеальным показателем религиозности, не секрет, что «красные [республиканские] штаты» в основном обязаны своим цветом преобладающему политическому влиянию консервативных христиан. Если бы существовала реальная связь между христианским консерватизмом и общественным благонравием, мы должны были бы наблюдать какие-то признаки этого в «красных» американских штатах. Увы. Из двадцати пяти городов с самым низким уровнем преступлений, связанных с “насилием, 62 процента находятся в «синих» [демократических] штатах, а 38 процентов — в «красных» [республиканских]. Из двадцати пяти самых опасных городов 76 процентов — в «красных» штатах, а 24 процента — в «синих». Более того, три из пяти наиболее опасных городов США расположены на территории набожного штата Техас. Двенадцать штатов с самым высоким уровнем ограблений — «красные». Двадцать четыре из двадцати девяти штатов с самым высоким показателем ограблений — «красные». Из двадцати двух штатов с самым высоким количеством убийств семнадцать — «красные»

Войн во славу атеизма не было. А во имя религии — дофига:

Прежде всего отвечу, что если я или другие атеисты и проявляем время от времени в отношении религии враждебность, она ограничивается словами. У нас нет планов бомбить, обезглавливать, побивать камнями, сжигать на кострах, распинать на крестах и направлять в небоскрёбы самолёты по причине теологических разногласий.

О смысле жизни:

По-настоящему взрослая точка зрения состоит в том, что наша жизнь имеет ровно столько смысла, значения и полноты, сколько мы потрудимся ей придать. А потрудившись, мы в силах сделать свою жизнь поистине замечательной.

30 минут в день

Прошлым летом брал уроки игры на пианино. Сначала играл по часу в день. Но час короткий, не хватает на игру упражнений, гамм, новых и старых пьес. Стал играть по два часа. Через две недели пропустил один день, потом ещё один. Найти два часа ежедневно сложно. Нужно готовить еду, работать. Разок пропустить можно (завтра наверстаю). А в итоге перестал играть. Периодически садился за пианино и ничего не получалось. Пальцы не слушались, руки уставали, половину пьес забыл. А то, что помнил выходило ужасно.

Мне стало стыдно. За год я не научился играть две пьесы, которые мне предложил преподаватель. Если мы встретимся и она спросит как успехи, я стыдливо промолчу. Стрёмно осознать, что я тряпка.

И я стал играть по полчаса в день. Мало, на всё не хватает. Но каждый день. Нет охоты играть — сажусь и играю. Нет настроения учить новое — играю гаммы. Хочу играть дольше — играю полчаса.

За два месяца сыграл гаммы в 12 диезных тональностях, вдвое поднял скорость игры гамм, играю одно- и двухоктавные арпеджио. Стал уверенней играть. Это то, чего не смог достичь за предыдущий год.

Павел Вещицкий писал: «... ежедневная игра на инструменте, например, по 15—30 минут окажется более продуктивной, чем занятия раз в неделю по пять часов».

Анонимность в интернете

В педвузе, где я учился, каждый ноябрь среди четвёртых курсов проводится конкурс педагогического мастерства. Это самый важный конкурс за время обучения — определяется лучший факультет года. За первое место участников отправляют за границу и дают право ходить по ВУЗу распевая «We Are the Champions». Победить важно и престижно.

Когда я учился на четвёртом курсе, факультет информатики занял первое место. По странной причине я не попал в список награждённых. Это озадачило, так готовил и участвовал в конкурсе наравне со всеми.

На сайте ЧГПУ можно задать любой вопрос руководящему составу. И я спросил — почему так вышло, что едут несколько ребят из профкома, а участникам конкурса не хватило путёвок? И подписался полным именем. На следующий день меня вызвали в деканат, потом повели в учебную часть, где объяснили трудности организации поездки. И таки нашли для меня ещё одно место.

С анонимностью в интернете так же. Не вижу смысла скрывать личность. Неважно, хорошее ты пишешь или гадости. О смелости писать не буду. Смелость не нужна, чтобы сидеть дома и писать в монитор.

Исполнение желаний

Для исполнения желания (в повседневном, а не волшебном смысле) его нужно сказать вслух. Этому, как и другому, я научился у маленьких детей. Детские головы не забиты взрослыми предрассудками. Всё просто: захотел кушать, закричал, пришла мама с титькой. А когда вырастаем, это умение уходит. В голове поселяются «а если у меня не получится?», «я не достоин», «это невозможно».

Но при взрослении принцип не ломается, он так же работает. Формула такая:
Захотел → озвучил → получил.

Летом 2001 года я играл в околоджазовой группе. На репетиции, в перерыве между песнями, сказал: «Подумываю себе на день рождения купить пианино, давно хочу научиться играть». Саксофонист на это ответил: «Знаешь, мой руководитель хочет подарить кому-нибудь пианино. Тебе нужен телефон?». Через два дня у меня дома стояло пианино, подаренное Георгием Петровичем Анохиным (спасибо, Георгий Петрович!).

Со схемой вышло также: нарисовал схему → позвонил в «ЧелябГЭТ» → схема стала официальной.

Каковы шансы на это? Ровно 50 % — или получится или нет. Пробовать стоит всегда.

2015   мысли

Как схема стала официальной

Второго сентября Илья опубликовал официальную схему челябинских трамваев, которую мы разрабатывали с февраля. Вчера я закончил рассказывать как мы над ней работали. Теперь расскажу, как проект начатый для себя стал официальным.

Началась история с желания нарисовать транспортную схему. Трамваи выбрал, потому что они нравились с детства. Рисовал в свободное время, поглядывая что делают другие ребята. Постепенно дошёл до момента, когда схема была вроде как готова. Понимал, что её ещё улучшать и улучшать, но что — не знал. Не хватало опыта.

Если схема станет официальной («Ну а вдруг получится? Мало ли» — думал), она должна быть крутой. Ежедневно трамвай перевозит сто тысяч пассажиров. Значительная часть воспользуется схемой. Лажать нельзя. Поэтому написал Илье. Рассказал, что хочу предложить схему «ЧелябГЭТу» и попросил совета, как её улучшить. Илья предложил возглавить проект и помог подготовится к переговорам, если получится попасть в «ЧелябГЭТ». Но какими путями туда зайти я не знал. Будь там знакомые, было бы проще — так мне казалось. Неделю я вспоминал, кто знаком хотя бы с кондуктором. А потом сделал очевидную вещь — позвонил по телефону, опубликованному на официальном сайте «ЧелябГЭТа».

«Здравствуйте! Я Саша, дизайнер. Нарисовал схему трамваев. Может, вам интересно?» — простодушно спросил я. Мне дали телефон начальника отдела рекламы и через пару дней встретился с Виктором Григорьевичем. Виктор заинтересован в развитии трамваев Челябинска и согласился обсудить перспективы с начальством. Через неделю он перезвонил и сказал: «Работаем». Услышать это было волнительно.

За время работы над проектом с Ильёй мы встретили один раз. Все правки и предложения обсуждали по скайпу или через почту.

Периодически я ездил в депо для примерки схемы в вагоны и решения организационных вопросов. К началу лета осталась одна формальность — схема не появится в трамваях без одобрения начальства. Пятого июня нам повезло. Во втором депо проходил конкурс профессионального мастерства водителей трамваев. Праздник собрал всех руководителей, которому мы с Виктором презентовали схему.

На фотке не начальники. Их было как-то стрёмно фоткать.

Я готовился рассказать о пользе схемы, но это не понадобилось. Руководители единодушно её одобрили.

Половое воспитание подростоков

Необходимо включить в школьную программу уроки полового воспитания. Родители не всегда разговаривают с подростками о сексе. «Да они знают о сексе больше нас!» — сказали мне однажды взрослые во время кухонной беседы. Но это не так. Пятнадцатилетний не может знать о сексе больше тридцатилетнего. Если родители не говорят с ребёнком о сексе, он узнаёт о нём там, где может: из порнухи и историй своих друзей. Из порно ребята узнают, что женщин трахают во влагалище, задницу и рот. А истории друзей лучше не слушать. Мальчишки выдумывают всякую чушь, лишь бы затащить подружек в постель.

Недавно я проверил тезис «подростки знают больше». Спросил у пятнадцатилетней племянницы Н. разговаривала ли мама с ней о сексе. Она ответила что мама строго-настрого запретила трахаться в пятнадцать. И на этом всё. На вопрос, что же она знает, Н. ответила: «Первый раз нужно заниматься без презерватива. Потому что у женщины там всё рвётся и появляется кровь. Вредные вещества с презерватива и смазки попадают в ранки. И женщина потом болеет». Это ей рассказал знакомый мальчик. Возможно, парень слышал, что секс без презерватива приятней. Но этот олух даже не думает о том, изменит жизнь девушки. Если она залетит, он пожмёт плечами и пойдёт дальше играть в машинки.

Родители, которые избегают этой темы и уберегают детей от секса, поступают не очень мудро. Вдруг Петя увидит сиськи! Сразу же станет извращенцем и на ладошках вырастут волосы. А дети в период полового созревания постоянно думают противоположном поле и их гениталиях. И узнают что хотят, несмотря на запрет. Родители должны этот интерес контролировать и направлять. Если стрёмно говорить об этом, купите книжку и подсуньте детям. Это дешевле, чем воспитывать незапланированного внука.

Ctrl + ↓ Ранее