Как выбрать размер схемы

В транспорте удобнее пользоваться крупной схемой. На мелкой схеме в трясущемся автобусе ничего не разглядишь. Поэтому часто схемой хочется занять всю доступную площадь — текст будет больше, линии заметнее. Бабушки счастливы.

Такой вывод можно сделать в результате кабинетных размышлений. В принципе, верный — со схемами лучше не мельчить. Но если слепо следовать этому выводу и пропустить этап примерок, результат будет нерабочим. Как, например, получилось во Внукове.

Схема метро в телефонной будке. Москва, аэропорт Внуково, октябрь 2017.


В тесной телефонной будке нельзя отойти от схемы, чтобы полностью охватить её взглядом. Низ схемы не разглядишь. Большая схема в тесном пространстве давит на человека.

Схема должна быть соразмерна пространству. Но «соразмерна пространству» достаточно общие слова. На основе них сложно научиться безошибочно подбирать размер схемы.

Немного теории

Ответ на вопрос «почему большая схема в тесном пространстве не алё» даст наука.

Поле зрения человека ограничено. Углы обзора, в котором человеку комфортно рассматривать мир не поворачивая головы, это 55° по вертикали и примерно 30° по горизонтали. Периферийное зрение не учитываем, так как оно не участвует в чтении.

Схема поля зрения человека. Взял отсюда.


Для примера возьмём вагон метро. Человек не может вплотную подойти к стене из-за кресла и сидящих пассажиров. Поэтому делать маленькую схему (например, А4) смысла нет — её не разглядишь. Но если схема будет больше конуса зрения, то пассажир может не заметить станции, находящиеся вне его.


Практика

Прежде чем идти на примерку в метро, можно сделать предварительную примерку дома. Это сэкономит патроны — не придётся печатать заведомо большие или слишком маленькие форматы.

Для предпримерки нужно знать доступную площадь, которую можно занять наклейкой, и размеры вагона. Прям не ссыте и идите с рулеткой и блокнотом в вагон. На основе этих замеров разметите комнату, развесите распечатки схем и оцените их с правильного расстояния.

Результатом предпримерки станут несколько форматов, которые нужно будет оценить уже в вагоне. На примерку стоит взять высокого друга, который сядет перед схемой. Это нужно, чтобы оценить насколько люди закрывают головой схему. Возможно, схему придётся чуть уменьшить.

Пассажиры тактично дают рассмотреть схему.


Краткое резюме, как выбирать размер схемы — чем меньше свободного места вокруг, тем меньше нужна схема. На улице места много, и схему можно расфигачить.

Навигационная стелла с макетом человека. Москва, ноябрь 2017.


Если схема будет заканчиваться у самой земли, то нижние станции будет неудобно рассматривать.

Пример из жизни

Во время первой боевой примерки челябинская схема была очень большой. До примерки идея разместить схему на окне казалась отличной. Оказалось, что сидящим пассажирам неудобно пользоваться схемой — нужно постоянно вертеть головой. А стоящие ничего не видели из-за вертящихся голов.

Маленькую схему в Бремене наклеили поверх голов и ей удобно пользоваться.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное