География на транспортных схемах

Проще — лучше

Энтони Доу написал книгу в которой описал работу своего отца, Джорджа Доу (о нём рассказывал в истории транспортных схем) над схемами Британских железных дорог. Название книги — «Сообщить, где выйти пассажиру» — ёмко описывает смысл схем наземного и подземного транспорта.

Географические подробности на транспортных схемах не нужны и порой мешают. Например, официальная схема челябинских трамваев в 2009 году была построена просто — трамвайные линии обвели в кореле.

Трамвайная сеть Челябинска на карте и официальная схема в 2009 году.


Топографическую точность линий сохранили, отобразив каждый поворот. Но при этом убрали все географические признаки. Из-за ограничений формата, верхняя часть линий не поместилась. Хотя можно было просто сделать схему меньше.

Разберём детальнее. В центре из-за большой плотности остановок и маленького расстояния между ними подписи не удалось разместить прямо. Слова стоят под произвольными углами.

Центр на челябинской трамвайной схеме в 2009 году.


Или вот, Свердловский проспект. Это длинная палка на севере города с десятью остановками. Здесь обратная ситуация. Это промышленная зона города и остановки редки. Можно было подрезать палку и уменьшить расстояние между остановками.

Трамвайная линия вдоль Свердловского проспекта.


Сравните с первой транспортной схемой, нарисованной вручную 80 лет назад.

Фрагмент карты железных дорог и схема пригородных электричек Джорджа Доу, 1929. Оцените разницу между географией линий и отображением их на схеме.


На трамвайной схеме мы с Ильёй Бирманом избавились от кучи лишних поворотов, пустого пространства сверху, раздвинули центр и редуцировали географию в рисунке линий. При этом Челябинск на схеме горожанами узнаётся сразу.

Официальные схемы челябинских транваев в 2009 и в 2015 годах.


Но на схеме остались некоторые бесмысленные повороты. Например, тщательно отрисованные изгибы трамвайной линии на юго-востоке города. Без них схема выглядит проще, а работает не хуже.

Или два лишних поворота на второстепенной линии автобусов и троллейбусов. Без них так же лучше.

Смешна причина появления этих поворотов. Долгое время я жил на юго-востоке Челябинска. И почти каждый день ездил в техникум, университет и на работу по одной и той же дороге в течении долгих лет. И мог с закрытыми глазами доехать до нужной остановки, считая повороты.

Пять лет я прожил в центре города, недалеко от вторых поворотов. И тоже считал, что важно их показать. При этом не задумываясь выпрямлял линии в остальных частях города.

Позже оказалось, что указание поворотов на схемах не помогает в ориентировании. Мне довелось это проверить. Когда я был впервые в Уфе, мне нужно было вечером с окраины доехать до центра на маршрутке. Я решил проверить гипотезу поворотов и отказался от телефона в пользу схемы.

Схема из любой маршрутки. Нашёл в инете.


Я сбился на третьем или четвёртом повороте. Через полчаса достал телефон и остаток маршрута проверял по нему.


Не стоит отказываться от географии совсем

При создании схем географические признаки можно редуцировать. Но нужно делать так, чтобы образ города остался узнаваемым.

Московское метро. Картинка из бизнес-линча. Хорошее упражнение для дизайнера, но сложная в использовании схема.


С течением времени города меняются. За несколько десятков лет границы города могут значительно вырасти. Часть дорог исчезнет, появятся новые. На автомобильных картах дороги будут выделены, на топографических — нет. Но есть один признак, который с течением времени почти не меняется. Это реки, озёра, пруды и водохранилища.

Челябинск на разных картах с 1967 года по 2017.


Люди селились у воды, делили города на левый и правый берег, заречье. Вода — мощный элемент формирования образа города. Москва горела, перестраивалась, а Москва-река как была в 1617 году, так и осталась в спустя 400 лет.

Москва, 1617 год. Источник


Официальные схемы челябинского транспорта избавлены от географической привязки вообще. При этом сети дорог различного сильно различаются. В итоге, три схемы не работают на создание образа города.

Официальные схемы трамвая, троллейбуса и автобуса. Ни одна из схем не передаёт образ города. Это могут быть схемы транспорта в Смоленске, Ярославле и Нижневартовске.


Но стоит добавить водоёмы и схемы сразу становятся родными сёстрами.

Вот теперь это схемы транспорта в Челябинске.


Водоёмы не единственные важные признаки, формирующие образ. Парки, памятники, исторические здания — всё это помогает формированию образа у приезжих и узнаванию образа жителями города. При создании схемы важно понять, что помогает в создании образа конкретного города и использовать эти признаки на схеме.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное