Чем отличаются схемы метро от схем наземного транспорта
Как я рассказывал в прошлый раз, в 1929 году Джордж Доу предположил, что для пассажиров важно доехать из точки А в точку Б. И этим выразил весь смысл транспортных схем.

Схема Джорджа Доу пригородных железных дорог, 1929 г. Первая схема целой транспортной системы.
К этому стоит добавить, что схемы должны помогать строить маршрут быстро. К сожалению, часть схем наземного транспорта этому мешает.

Схема автобусов Калининграда, 2016 г.
Различие между метро и наземным транспортом
На первый взгляд кажется, что схемы метро и наземного транспорта (НТ) это одно и то же. И там, и там линии, станции, номера и конечные остановки.


Схемы берлинского метро и трамвая.
Чтобы понять различие между схемами, нужно понять различие между метро и НТ.
Метро — это поезда, катающиеся туда-сюда по одной линии. Развилки линий редки. Как правило, если сесть в любой поезд красной линии, то ты всегда приедешь на другую конечную красной линии.
На поверхности так не сработает. НТ — это система, в которой по одним и тем же дорогам ездят разные виды транспорта, соединяющие разные части города. И у каждого вида транспорта много маршрутов. Если на конечной (или любой другой остановке) сесть на любой троллейбус, то приедешь в непредсказуемую часть города.
Наземный транспорт, за исключением рельсового, пользуется общими дорогами. И уже весь общественный транспорт (включая метро) связан общими пересадками. Таким образом, наземный и подземный транспорт формирует общую сеть.
Не обязательно схеме отображать всю городскую систему общественного транспорта. Но будет хорошо, если схемы будут знать друг о друге. Например, на схеме наземного транспорта стоит показать станции метро.

Схема магистральных маршрутов Москвы. Автор схемы — Костя Коновалов.
Когда пассажир доедет до станции и войдёт в метро, там его встретит новая схема. Это последовательное изложение нужной информации. Об этом я расскажу позже.
В чём различие в схемах
Если упростить задачу, то создание схемы метро это отображение всех линий и равномерное распределение станций. И если не включать на схему другой транспорт, то графически линии будут равнозначны.

Официальная схема питерского метро
Наземный транспорт — это сеть связанных между собой транспортных систем. Автобусы, троллейбусы, трамваи, скоростной трамвай, экспрессы и городские электрички с кучей маршрутов. Если в городе развитая сеть автобусов, то рисуя схему в лоб — отмечая каждый маршрут как на схеме метро, — мы рискуем проделать долгую и сложную техническую работу, которая окажется бесполезной.


Полная схема транспорта Дубаев и её фрагмент.
В подобных случаях стоит объединять маршруты. Делать это нужно до того, как начали рисовать схему. Таким образом, различие схемах метро и НТ — в подходе к проектированию на начальном этапе.
Проектирование схем наземного транспорта
Работу над схемами НТ нужно начинать с анализа маршрутов. Анализировать частоту маршрутов, какие части города связаны автобусами, с какой частотой ходят троллейбусы, есть ли экспрессы и т. д. Для каждого города результат будет разный.
После анализа можно понять, каким образом сгруппировать маршруты. Например:
- По частоте. Каждые 5—10 минут, 15—20 или раз в час.
- Дневные и ночные маршруты.
- По типу сервиса:
— экспрессы;
— обычные маршруты;
— пригородные. - По районам:
— с окраины в центр;
— по району;
— из района в район;
— из района в район с заездом в центр;
— и т. д. - Автобусы и троллейбусы — они пользуются общими дорогами. Важнее доехать до Дмитровки, а не прокатиться на троллейбусе.
- Рельсовый транспорт.
На неофициальной схеме общественного транспорта Риги видно, что часть маршрутов сами объединяются в пучки. Эти пучки — первые кандидаты на объединение в одну линию.

Кусок неофициальной схемы общественного транспорта Риги. При наличии свободного времени можно проследить каждый маршрут.
Выделять маршруты на схемах можно с помощью цвета, начертания или толщины линии. Ниже на схеме Утрехта от Юга Церовича явно выделяются несколько типов линий по цвету и толщине. На центральном фрагменте показано около 30 маршрутов. Представьте макаронные пучки, если каждый маршрут нарисовать отдельной линией.

Схема транспорта Утрехта. Автор — Юг Церович.
Резюмируя можно сказать, что создание схемы наземного транспорта начинается задолго до того, как дизайнер откроет иллюстратор.
При подготовке материала помогала Полина Лесникова