Каравай историй

Пишу то, что в голову приходит. Иногда другое.

Тестирование схем

Тестирование в реальных условиях — важная часть любой дизайнерской работы. При разработке любой дизайн нужно проверить в боевых условиях. Потыкать в приложение на мобилке, распечатать визитку с логотипом или прикрутить указатель к фонарному столбу.

Транспортные схемы, предназначенные для печати, на экране компа выглядят не так, как будут смотреться в вагоне метро или на остановке. Экран светится, бумагу мы видим в отражённом свете. Экран всегда яркий и у него постоянная цветовая температура, бумага отражает окружающее освещение и в сумерках она тусклее. Экран большой (маленький), схема маленькая (большая). И так далее.

Расскажу о пользе тестирования на примере работы над трамвайной схемой.

Цветопробы

Цветопробы помогают определиться с цветом. Разница цвета между экраном и бумагой порой бывает велика. Чётко различимые на экране цвета линий на бумаге сливаются в толстую линию грязного цвета.

Когда мы с Ильёй Бирманом делали схему, каждый понедельник я ездил в типографию и делал цветопробу. Свежая версия всегда висела на стене над монитором. Это позволяло оценить различия между экранной и бумажной схемами.

Благодаря цветопробам нам удалось подобрать цвета в самом сложном пучке так, чтобы они не сливались и были различимы дальтониками.

Изменение цветов самого толстого пучка на трамвайной схеме. Картинка из процесса работы над схемой.


К концу работы у меня накопилась приличная коллекция распечаток.

Коллекция цветопроб. Если присмотреться, то можно заметить различия между схемами

Примерки

Примерки помогают определиться с форматом, покажут как схема будет смотреться в вагоне. Так же примерка разобьёт несколько гипотез и подтолкнёт к правильным решениям.

Сначала мы с Ильёй хотели сделать схему формата А3 и размещать на передней стенке вагона. На примерке выяснилось, что место для схемы ограничено глухим окном трамвая КТМ 71-605А. Ширина окна была 40 см, меньше стороны формата А3 на целый сантиметр.

Место для схемы в трамвае КТМ 71-605А. При примерке лист пришлось подрезать.


В другом трамвае места для схемы больше.


Примерка показала, что выбранный формат не подходит для одного вагона и что схема будет висеть в окружении рекламы и будет незаметна.

Этот вывод подтолкнул нас с Ильёй к мысли, что схему можно наклеить на окно. А чтобы не загораживать пассажирам вид из окна, схему решили напечатать на прозрачной подложке. Тут хочется добавить, что помимо размещения на окне возможно ещё одно решение — делать разные форматы схем для разных вагонов. Но мы решили использовать окно.

Заказав печать на прозрачной плёнке, пошли на вторую примерку. В этот раз оказалось, что схема на выбранной прозрачной плёнке не работает. Она полностью просвечивает и ничего не видно.

Подложили белую подложку — сразу стало лучше.

Примерки помогли нам определиться с форматом и техникой печати схемы.

Тестирование

Тестирование дизайна в боевых условиях пользователями помогает выявить слабые места, ошибки и позволяет сэкономить деньги.

Наклеив схему на белой непрозрачной основе на окно, трамвай № 1273 выпустили в город. За четыре часа наблюдений выяснилось:
— что схему никто не замечает;
— она загораживает обзор.

Место рядом со схемой не пользовалось популярностью. Люди садились рядом с ней только если остальные места были заняты. Пассажирам интересно смотреть в окно и неприятно сидеть рядом с глухим окном.

За четыре часа только три или четыре человека разглядывали схему. Один из них был мальчик, который увидел схему сразу, как только зашёл в вагон.

Мама показывает мальчику остановку «ЧМК»


На основе наблюдений родилась гипотеза, что взрослые не замечают большие плакаты. Вокруг нас много рекламы, каждый большой плакат отфильтровывается мозгом и не доходит до сознания. Поэтому делать большую схему было ошибкой. Если бы этого тестирования не было, печать полного тиража больших схем была бы напрасной тратой денег.

Тем не менее, размещение схем на окнах возможно. Достаточно уменьшить формат.

Транспортная схема из Бремена. Схема не кричит о себе, и лучше заметна из-за нарушения целостности окна. Фотка Паши Омелёхина


У размещения схемы на окне трамвая в Челябинске есть ещё один недостаток. Зимой окна в трамваях Челябинска полностью замерзают. И на три месяца схема будет скрыта от пассажиров слоем льда. В Бремене климат позволяет заклеивать окна. Благодаря тестированию стало понятно, что когда схема повиснет в трамваях, скорее всего она будет размещена на стенах вагона.

Последовательное тестирование схемы (да и любого дизайна) на всех этапах разработки помогает избежать многих ошибок, которые не очевидны без полевых испытаний.

География на транспортных схемах

Проще — лучше

Энтони Доу написал книгу в которой описал работу своего отца, Джорджа Доу (о нём рассказывал в истории транспортных схем) над схемами Британских железных дорог. Название книги — «Сообщить, где выйти пассажиру» — ёмко описывает смысл схем наземного и подземного транспорта.

Географические подробности на транспортных схемах не нужны и порой мешают. Например, официальная схема челябинских трамваев в 2009 году была построена просто — трамвайные линии обвели в кореле.

Трамвайная сеть Челябинска на карте и официальная схема в 2009 году.


Топографическую точность линий сохранили, отобразив каждый поворот. Но при этом убрали все географические признаки. Из-за ограничений формата, верхняя часть линий не поместилась. Хотя можно было просто сделать схему меньше.

Разберём детальнее. В центре из-за большой плотности остановок и маленького расстояния между ними подписи не удалось разместить прямо. Слова стоят под произвольными углами.

Центр на челябинской трамвайной схеме в 2009 году.


Или вот, Свердловский проспект. Это длинная палка на севере города с десятью остановками. Здесь обратная ситуация. Это промышленная зона города и остановки редки. Можно было подрезать палку и уменьшить расстояние между остановками.

Трамвайная линия вдоль Свердловского проспекта.


Сравните с первой транспортной схемой, нарисованной вручную 80 лет назад.

Фрагмент карты железных дорог и схема пригородных электричек Джорджа Доу, 1929. Оцените разницу между географией линий и отображением их на схеме.


На трамвайной схеме мы с Ильёй Бирманом избавились от кучи лишних поворотов, пустого пространства сверху, раздвинули центр и редуцировали географию в рисунке линий. При этом Челябинск на схеме горожанами узнаётся сразу.

Официальные схемы челябинских транваев в 2009 и в 2015 годах.


Но на схеме остались некоторые бесмысленные повороты. Например, тщательно отрисованные изгибы трамвайной линии на юго-востоке города. Без них схема выглядит проще, а работает не хуже.

Или два лишних поворота на второстепенной линии автобусов и троллейбусов. Без них так же лучше.

Смешна причина появления этих поворотов. Долгое время я жил на юго-востоке Челябинска. И почти каждый день ездил в техникум, университет и на работу по одной и той же дороге в течении долгих лет. И мог с закрытыми глазами доехать до нужной остановки, считая повороты.

Пять лет я прожил в центре города, недалеко от вторых поворотов. И тоже считал, что важно их показать. При этом не задумываясь выпрямлял линии в остальных частях города.

Позже оказалось, что указание поворотов на схемах не помогает в ориентировании. Мне довелось это проверить. Когда я был впервые в Уфе, мне нужно было вечером с окраины доехать до центра на маршрутке. Я решил проверить гипотезу поворотов и отказался от телефона в пользу схемы.

Схема из любой маршрутки. Нашёл в инете.


Я сбился на третьем или четвёртом повороте. Через полчаса достал телефон и остаток маршрута проверял по нему.


Не стоит отказываться от географии совсем

При создании схем географические признаки можно редуцировать. Но нужно делать так, чтобы образ города остался узнаваемым.

Московское метро. Картинка из бизнес-линча. Хорошее упражнение для дизайнера, но сложная в использовании схема.


С течением времени города меняются. За несколько десятков лет границы города могут значительно вырасти. Часть дорог исчезнет, появятся новые. На автомобильных картах дороги будут выделены, на топографических — нет. Но есть один признак, который с течением времени почти не меняется. Это реки, озёра, пруды и водохранилища.

Челябинск на разных картах с 1967 года по 2017.


Люди селились у воды, делили города на левый и правый берег, заречье. Вода — мощный элемент формирования образа города. Москва горела, перестраивалась, а Москва-река как была в 1617 году, так и осталась в спустя 400 лет.

Москва, 1617 год. Источник


Официальные схемы челябинского транспорта избавлены от географической привязки вообще. При этом сети дорог различного сильно различаются. В итоге, три схемы не работают на создание образа города.

Официальные схемы трамвая, троллейбуса и автобуса. Ни одна из схем не передаёт образ города. Это могут быть схемы транспорта в Смоленске, Ярославле и Нижневартовске.


Но стоит добавить водоёмы и схемы сразу становятся родными сёстрами.

Вот теперь это схемы транспорта в Челябинске.


Водоёмы не единственные важные признаки, формирующие образ. Парки, памятники, исторические здания — всё это помогает формированию образа у приезжих и узнаванию образа жителями города. При создании схемы важно понять, что помогает в создании образа конкретного города и использовать эти признаки на схеме.

Десять лет эпилепсии

Этот год у меня богат на юбилеи. В этот раз я расскажу, как у меня появилась эпилепсия.

Днём 4 сентября 2007 года на работе в моём кабинете зазвонил рабочий телефон. Поднял трубку. Меня о чём-то спрашивали, но я не мог ответить. В голове кружились слова, но они никак не могли найти путь наружу. Будто появилась стена между мозгом и ртом.

В теле возникли странные ощущения — словно я отлежал всю левую половину. Спустя пару секунд начались покалывания, в ушах появился нарастающий высокий звук.

Тишина.

Лежу на полу. На рубашке кровь, в кабинете сослуживцы. Рядом сломанный карандаш. Люди говорят, двигаются. Меня несут под руки по лестнице. Скорая помощь, медсестра. Дорога. Больница.

Позже узнал, что мне звонила Н. В ответ она услышала невнятное мычание. В ГИБДД я был серьёзным мальчишкой, шутить не стал бы. Моё мычание её насторожило, и Н. зашла ко мне в кабинет. А там было весело — я лежал в керамических осколках, кусках земли и смешно так дёргался. Это был первый эпилептический припадок.

При падении я головой разбил напольный горшок с цветами. Отчего у меня появился шрам над глазом, который полюбил. В то время я читал «Гарри Поттера» и мне было приятно, что у меня шрам в виде молнии как у Гарри.

Примерно через год у меня повторился приступ. Но я продолжал настаивать, что со мной всё хорошо. Просто иногда теряю создание, падаю и начинаются судороги. Никакой эпилепсии, что вы.

Всё поменялось после третьего приступа, который случился на репетиции. При падении я ударился макушкой о металлическую решётку и распорол кожу на голове. Басист работал фельдшером на скорой и понял, что со мной происходит. Когда меня направили к эпилептологу, он пошёл со мной и описал все симптомы.

Мне поставили диагноз — симптоматическая эпилепсия фокальной формы (лобно-долевая). Лобная доля мозга отвечает за речь, поэтому я не могу говорить перед припадком. Прописали таблетки и запретили пить алкоголь. Тогда я и поверил, что у меня эпилепсия и что это серьёзно.


Последний приступ

Таблетки от эпилепсии не излечивают. Но если принимаешь таблетки, то приступы уходят. Иногда терапию подбирают не с первого раза. В сентябре 2012 у меня случился приступ на фоне приёма таблеток. Это был забавный случай.

Во сне ты не помнишь как оказался в каком-нибудь месте. Просто оказываешься в замке, на космическом корабле или под куполом древнего собора. Вопросов о том, как ты попал туда не возникает. Так и случилось. Я почувствовал, что сейчас будет приступ. Резко распахнул дверь...

...я иду по улице в белых носках под дождём без верхней одежды. Зубы болят. Трогаю их языком — они шатаются. Никто на меня не обращает внимания. Ничего не обычного для сна. Но я начинаю вспоминать, что было до этого. Аура, дверь — блин, со мной опять случился приступ. И никакой это не сон.

Приступ случился, когда я был один. Во время полного эпилептического приступа люди теряют сознание. Когда судороги проходят, включается автопилот. С ним можно разговаривать, автопилот связно отвечает. Но я ничего из этого не помню. Сознание загружается позже, минут через 10—15. В тот раз автопилот зачем-то вывел меня на улицу и повёл знакомым маршрутом.

Дома я сделал селфяшку на память. Во время приступа я упал лицом упал на бетонный пол, где меня поджидали судороги. В итоге получил сотрясение и два выбитых зуба.

Через пару часов после фото со мной случится ещё один приступ. Я успел лечь на кровать. Этот приступ и стал последним

Мне сменили лекарство. И уже пять лет у меня не было приступов. Цена этому не высока — таблетка утром и таблетка вечером. Желательно соблюдать режим и не нервничать. С этим пока не очень получается.

Мне нельзя водить машины, работать на высоте, с огнём и на воде. Нельзя пользоваться огнестрельным оружием. Я не буду заниматься дайвингом и прыгать с парашютом. И в бассейн побаиваюсь ходить. В любой момент есть вероятность, что приступ может случиться. Но в целом у меня обычная жизнь.

Кот-эпилептик

С нами живёт Фрай. Взрослый счастливый кот. По забавному совпадению, у него тоже эпилепсия. Два раза в месяц у него случаются приступы. Да, это правда.

Маленький Фрай играет с бумажкой.


Что делать при эпилепсии

Когда я прихожу на новую работу, всем рассказываю что я эпилептик. Написал инструкцию и всем даю почитать.

Если я при вас упал на пол и начал смешно так дёргаться, вам нужно:

  1. Не паниковать — облегчить моё состояние вы (и никто) не сможете.
  2. Подбежать к моей голове и держать её, чтобы я не получил сотрясение мозга.
  3. После окончания приступа поверните меня на бок, чтобы язык не запал мне в горло.
  4. Вызовите уже скорую, наконец.

Что вам не нужно делать:

  1. Пытаться разжать мне зубы. Во время эпилептического припадка у человека (и котов тоже, я с одним знаком) напряжены все мышцы. Разжимая челюсти вы можете повредить пальцы о мои зубы, разорвать мне связки, поломать зубы.
  2. Не пытайтесь достать язык и приколоть его булавкой к щеке. Чтобы я не задохнулся после приступа, просто положите меня на бок.
  3. Паниковать. Во время припадка и после я без сознания, мне не больно и ничего не чувствую.
4 сентября   здоровье   эпилепсия   юбилей

Чем отличаются схемы метро от схем наземного транспорта

Как я рассказывал в прошлый раз, в 1929 году Джордж Доу предположил, что для пассажиров важно доехать из точки А в точку Б. И этим выразил весь смысл транспортных схем.

Схема Джорджа Доу пригородных железных дорог, 1929 г. Первая схема целой транспортной системы.


К этому стоит добавить, что схемы должны помогать строить маршрут быстро. К сожалению, часть схем наземного транспорта этому мешает.

Схема автобусов Калининграда, 2016 г.


Различие между метро и наземным транспортом


На первый взгляд кажется, что схемы метро и наземного транспорта (НТ) это одно и то же. И там, и там линии, станции, номера и конечные остановки.

Схемы берлинского метро и трамвая.


Чтобы понять различие между схемами, нужно понять различие между метро и НТ.

Метро — это поезда, катающиеся туда-сюда по одной линии. Развилки линий редки. Как правило, если сесть в любой поезд красной линии, то ты всегда приедешь на другую конечную красной линии.

На поверхности так не сработает. НТ — это система, в которой по одним и тем же дорогам ездят разные виды транспорта, соединяющие разные части города. И у каждого вида транспорта много маршрутов. Если на конечной (или любой другой остановке) сесть на любой троллейбус, то приедешь в непредсказуемую часть города.

Наземный транспорт, за исключением рельсового, пользуется общими дорогами. И уже весь общественный транспорт (включая метро) связан общими пересадками. Таким образом, наземный и подземный транспорт формирует общую сеть.

Не обязательно схеме отображать всю городскую систему общественного транспорта. Но будет хорошо, если схемы будут знать друг о друге. Например, на схеме наземного транспорта стоит показать станции метро.

Схема магистральных маршрутов Москвы. Автор схемы — Костя Коновалов.

Когда пассажир доедет до станции и войдёт в метро, там его встретит новая схема. Это последовательное изложение нужной информации. Об этом я расскажу позже.


В чём различие в схемах


Если упростить задачу, то создание схемы метро это отображение всех линий и равномерное распределение станций. И если не включать на схему другой транспорт, то графически линии будут равнозначны.

Официальная схема питерского метро


Наземный транспорт — это сеть связанных между собой транспортных систем. Автобусы, троллейбусы, трамваи, скоростной трамвай, экспрессы и городские электрички с кучей маршрутов. Если в городе развитая сеть автобусов, то рисуя схему в лоб — отмечая каждый маршрут как на схеме метро, — мы рискуем проделать долгую и сложную техническую работу, которая окажется бесполезной.

Полная схема транспорта Дубаев и её фрагмент.


В подобных случаях стоит объединять маршруты. Делать это нужно до того, как начали рисовать схему. Таким образом, различие схемах метро и НТ — в подходе к проектированию на начальном этапе.


Проектирование схем наземного транспорта


Работу над схемами НТ нужно начинать с анализа маршрутов. Анализировать частоту маршрутов, какие части города связаны автобусами, с какой частотой ходят троллейбусы, есть ли экспрессы и т. д. Для каждого города результат будет разный.

После анализа можно понять, каким образом сгруппировать маршруты. Например:

  1. По частоте. Каждые 5—10 минут, 15—20 или раз в час.
  2. Дневные и ночные маршруты.
  3. По типу сервиса:
    — экспрессы;
    — обычные маршруты;
    — пригородные.
  4. По районам:
    — с окраины в центр;
    — по району;
    — из района в район;
    — из района в район с заездом в центр;
    — и т. д.
  5. Автобусы и троллейбусы — они пользуются общими дорогами. Важнее доехать до Дмитровки, а не прокатиться на троллейбусе.
  6. Рельсовый транспорт.

На неофициальной схеме общественного транспорта Риги видно, что часть маршрутов сами объединяются в пучки. Эти пучки — первые кандидаты на объединение в одну линию.

Кусок неофициальной схемы общественного транспорта Риги. При наличии свободного времени можно проследить каждый маршрут.


Выделять маршруты на схемах можно с помощью цвета, начертания или толщины линии. Ниже на схеме Утрехта от Юга Церовича явно выделяются несколько типов линий по цвету и толщине. На центральном фрагменте показано около 30 маршрутов. Представьте макаронные пучки, если каждый маршрут нарисовать отдельной линией.

Схема транспорта Утрехта. Автор — Юг Церович.

Резюмируя можно сказать, что создание схемы наземного транспорта начинается задолго до того, как дизайнер откроет иллюстратор.


При подготовке материала помогала Полина Лесникова

Появление транспортных схем

История

Карты нужны людям, чтобы ориентироваться на местности. Вполне возможно, что первые карты были словесные. «Иди на закат, поверни направо у поломанного дерева и через четыре дня дойдёшь до озера с вкусной рыбой».

Одни из ранних карт, найденные учёными — карты звёздного неба. Точки, найденные на стенах пещеры Ласко во Франции изображают часть ночного неба. Возможно, эта пещера — доисторический планетариум, где люди впервые зарисовали звёздное небо. Рисунок ниже датирован приблизительно 16 500 г. до нашей эры. На нём изображено созвездие Плеяды.

На рисунке ниже карта созвездия Северная Корона, найденная в испанской пещере Эль-Кастильо. Рисунок создан около 12 000 г. до нашей эры.

Со временем карты усложнялись, становились красивее и подробнее. На следующей картинке современный человек без труда опознает карту. Предположительно это карта поселения. Найдена в турецкой пещере в Чатал-Хююке (современная Турция). Нарисовали около 7000 г. до н. э

Со временем карты становились подробнее. Карта Птолемея, 15-век. Самая подробная карта мира на то время.

Карты развивались не только как рисунки на листах бумаги. Иногда форма карты определялась подручным материалом местности. Например, тактильная карта побережья Гренландии, вырезанная из дерева:

Или карта морских течений, собранная аборигенами Маршалловых островов из палочек:

На палочковой карте показано только нужное для путешествий — морские течения, без остального географического обвеса. Можно сказать, что это предвестник современных транспортных схем.



Незадолго до транспортных схем


В конце 19 века среди транспортных компаний было популярно делать красивые карты своих маршрутов. Это делалось в надежде привлечь больше клиентов. Например, вот карта железной дороги и пароходного сообщения на восточном побережье Флориды.

Этот красивый рекламный плакат вполне можно назвать транспортной схемой. Для этого есть всё нужное — транспортная линия и станции.

Или вот ещё красота, Орегонская железная дорога:

На крупных фрагментах видно, с какой тщательностью выписаны кварталы города, горы. Это получалось делать, потому что это были рекламные плакаты одной линии и полезной информации было мало.

Со временем количество железных дорог росло и показывать их на подробных картах стало сложно — информации было много, и её приходилось плотно упаковывать. Надписи располагаются под разными углами, пересекают линии. Несмотря на то, что дороги показаны отдельным цветным информационным слоем, считывать пользоваться плакатом как схемой сложно.

Карта железнодорожной и дорожной сети Лос-Анджелеса, 1933 год. На фрагментах видно, насколько плотно расположены надписи.



Тем временем в Великобритании

Примерно в то же время на другом побережье Атлантического океана в Великобритании произошло переосмысление транспортных схем. Обычно, когда говорят о первой транспортной схеме, вспоминают схему лондонского метро, выпущенную в 1933 году Генри Чарльзом Беком. Для друзей — Гарри.

Но за 4 года до эпохальной схемы Бека, в 1929 году Джордж Доу, служащий Лондонской и Северо-Восточной железной дороги, сделал первое схематичное изображение целой транспортной сети.

Джордж предположил, что география пассажирам не важна. Пассажирам важнее понять, как доехать из точки А в точку Б. И этим выразил весь смысл транспортных схем. Эта схема предшествовала и, возможно, повлияла на работу Бека.

В начале 20 века метро Лондона уже было большим. Первая линия открылась в 1863 году. У современных лондонцев схема начала 20 века вызовет недоумение.

Карта лондонского метро 1906 года. Несмотря на то, что она географически точная, линия в ЛВУ искажена, чтобы освободить место для легенды.


Белая линия, соединяющая пересадки, появилась впервые на карте Лондонского метро в 1909 году.

Схемой 1906 года пользоваться сложно. В центре города между станциями расстояние могло быть 200 метров. В то время как конечные станции могли отдаляться от центра Лондона на 80 км. Станции таких линий давали просто списком на краях схемы. Фактически, тех веток, которые не помещались на схему, в сознании лондонцев попросту не существовало.

В 1926 году Фредерик Стингмор попытался сделать схему более понятной. Он отказался от географии и чуть расширил центр. Схему стало чуть проще читать, но полностью проблему плотности в центре города и длинных перегонов на периферии его схема не решила.

Схема Стингмора начала 1926 года. На поздних версиях своей схемы, он добавил Темзу.

Генри Бек работавший в лондонском метро с 1925 года чертёжником нашёл решение этой проблемы. Вдохновившись внешним видом электрических плат, он сделал схему, в которой линии были горизонтальными, вертикальными либо под углом в 45°.

Оригинальный скетч схемы метро Гарри Бека. На нём показаны важные особенности будущего дизайна: прямые, вертикальные и горизонтальные линии; увеличенный центр; полное отсутствие географии, за исключением Темзы.


В 1931 году Бек закончил первую схему. Он показал её своим коллегам, включая Стингмора. Они убедили его послать схему в рекламный отдел. Там Беку отказали, сказав что схема выглядит слишком революционной.

Нарисованная от руки схема, которую Генри Бек послал в рекламный отдел в 1931 году. Эта схема была отклонена, но годом позже на её основе напечатали пробный тираж в 500 экземпляров. На этом рисунке видно, что Бек для обозначения станций пока использовал кружки, как на схеме Стингмора.


Расстроенный отказом Генри Бек всё же не бросил схему. Через год он решил попробовать ещё — и в этот раз ему удалось. Бек вспоминал:

«Примерно год спустя [в 1932] я сделал ещё одну схему и решил, без особой надежды, попробовать снова. В этот раз мистер Патмор из рекламного отдела послал за мной после встречи, на которой схема была рассмотрена, и встретил меня словами: „Лучше тебе сесть, я тебя сейчас шокирую. Мы собираемся её напечатать!“. Итак, благодаря моему упрямству, и я уверен, только благодаря ему, родилась Схема Лондонского метро».


Схема Бека, январь 1933 года. Станции на линиях уже отмечены засечками. Это помогает однозначно указать на станцию и размещать подписи с обеих сторон линии для компактности.


В январе 1933 года схему напечатали тиражом 750 000 копий. В феврале выпустили дополнительный тираж в 100 000 копий. Это было достаточное доказательство, что пассажиры метро оценили схему по достоинству.

В 2013 году на доме, где родился Гарри установили памятную табличку: «Гарри Бек, дизайнер схемы лондонского метро родился здесь».

Знак не по ГОСТу!

Лет восемь назад на одном из выездов из Челябинска висела бегущая строка (может и сейчас висит). На ней бегало: «Уважаемые водители, при выезде из города пристегните ремни безопасности и включите фары». Табло было коротким и при быстрый взгляд на него выхватывал «зде из города пр». Чтобы прочитать сообщение полностью, водителю нужно отвлечься от дороги секунд на семь. Табло было примерно таким:

В то время я служил в ГИБДД и написал обращение через официальный сайт с предложением поменять бегущую строку на знак фары и ремень.

Сейчас понимаю, что нужно было не играть в рядового горожанина, а пойти в нужный отдел и объяснить, почему бегущая строка плохо, а знак хорошо. Но что было, то было.

Официальный ответ ГИБДД на предложение: мы не можем использовать знак «фары и ремень». Потому что он похож на настоящий дорожный знак, но им не является. Он будет путать водителей. И знак не поставили.

А летом 2015 года в центре Челябинска увидел рекламу, которая мимикрировала под дорожный знак:

Гаишный юбилей

Ровно 10 лет назад, 21 июня 2007 года, я подписал контракт о службе в ОВД и стал гаишником. На дороге с полосатым жезлом стоял всего пару раз. Работал инженером-электроником и в основном возился с компами. Вот стою на фоне работы:

Первый год работал программистом и пытался писать на «Клиппере». Но работать программистом оказалось скучнее, чем учиться программировать в универе. И сбежал в отдел технического обеспечения. Там чинил компьютеры, переставлял винду, играл с сослуживцами в игры, и отвечал на телефон фразой «Вы пробовали выключить и снова включить?».

За время службы успел один раз получить очередное звание — старший лейтенант милиции. Выпил стакан водки со звёздами и выплюнул их на погон. В 2011 году пережил реформу и стал полицейским.

Года через четыре после начала службы понял, что одно из самых приятных достижений на службе не связанно с карьерой. Однажды ехал на служебной машине по Челябинску и в громкоговоритель включил Имперский марш с телефона. А это так себе достижение в карьерном плане. И подал рапорт на увольнение.

Через пять лет, три месяца и три дня, 24 сентября 2012 года, мне выдали подписанный приказ об увольнении. На следующий день пришёл в управление за вещами и ушёл на гражданку (место для шутки о гражданке).

За месяц сделал сайт с фейковыми работами и 15 декабря 2012 года вышел на новую работу дизайнером.

Трамвай А

В 2016 году в Дептрансе Москвы вспомнили, что когда-то на трамвай А был подписан шрифтом Боклин. И Дептранс решил вернуть этот шрифт на аншлаги современных трамваев.

Мне такой выбор показался странным. Хотя бы потому что арт-нуво и общественный транспорт в современной Москве это две разные вселенные. Стало интересно, что было раньше. Гугл показал, что в разные годы шрифт на аншлаге менялся.

Пара «трамвай-шрифт» всегда была подходящей друг другу. Возможно, это потому что над выбором шрифта особо не задумывались — подписывали тем, что было популярным в то время. И никому не приходило в голову поставить на крышу трамвая каменную плиту с высеченной буковой. Только лишь потому, что раньше так делали.

Сейчас пара «трамвай-шрифт» тоже хорошая. Современный транспорт подписан современным Москоу сансом. Кроме трамвая А.

Сам по себе Боклин прекрасен. Но любой шрифт можно испортить неуместным применением. Буква А эпохи арт-нуво выглядит чужой среди квадратных иконок и геометричного Москоу санса.

На современном трамвае А эпохи арт-нуво выглядит так же странно, как и геометричная А на старом. Будто китайцы не нашли подходящий шрифт, когда делали игрушку.

Боклин среди Москоу санса выглядит так же неуместно, как пластиковые окна в памятнике архитектуры начала 20 века.

Улица найнтин оу файв года

В поездах московского метро поменяли объявление станции «Улица 1905 года» на английском языке. Было: «Ulitsa tysyacha devyatsot pyatogo goda». Стало: «Ulitsa nineteen-oh-five goda».

Мнения пассажиров разделились. Защитники старого объявления утверждают, что голосовое сообщение должно совпадать с тем, что москвичи говорят туристам. Поэтому по-английски надо объявлять «tysyacha devyatsot pyatogo».

Я из тех ребят, которые считают, что изменение хорошее. Туристы и так слышат «тысяча девятьсот пятого» в русской части объявления. Английский акцент на узнавание станции не сильно влияет. Когда интуристы строят маршрут по схеме, английский подстрочник они читают на родном языке: «Ulitsa nineteen-oh-five goda». Это туристы и слышат.

UPD. Возможно, полный перевод будет лучше. Тем более, что другие станции начали объявлять как «This is Sokolniki». Моя заметка о том, что из предложенных вариантов новый лучше.

Эффект утёнка и Рахманинов

Мне нравится Рахманинов и его Прелюдия в соль-миноре, опус 23, № 5. Впервые её услышал на Ютюбе. Недавно в Эпл музыке прослушал сборник фортепианных сочинений Рахманинова. Ткнул в первый попавшийся. Одним из треков была пятая прелюдия в соль-миноре. Только звучала прелюдия непривычно. Слушаю и понимаю, что старый вариант нравится больше.

Тут же вспоминаю о эффекте утёнка. И следом думаю — послушаю ещё раз. Составлю непредвзятое мнение. Послушал. Всё же первое исполнение, которое услышал, лучше. В этом варианте и фразировка не та, и в одном месте исполнитель вроде бы ноты невнятно сыграл.

После посмотрел кто исполняет. Оказалось это авторская запись. Рахманинов играет Рахманинова. В этот же миг отношение к этому исполнению пятой прелюдии изменилось.

Ctrl + ↓ Ранее