Каравай историй

Пишу то, что в голову приходит. Иногда другое.

Mindset by Carol S. Dweck (Гибкое мышление, Кэрол Двэк)

Существует два типа людей: люди с фиксированным мышлением и с мышлением, ориентированным на рост. Фиксированное мышление — плохо, мышление роста — очень круто. Этот тезис в книге тщательно рассматривается со всех сторон: работа, учёба, отношения, воспитание детей.

Естественно, нет людей только с фиксированным или только с мышлением роста. Каждый человек соединяет в себе и те, и другие качества. Например, в работе мышление, а в отношениях — фиксированное. Хорошая новость — образ мышления можно изменить.

У детей изначально мышление роста. Дети с большой охотой учатся говорить, ходить, даже и не думают что делают что-то плохое, если у них не получается. Страх ошибок и фиксированное мышление им прививают взрослые — родители, учителя.

Читая краткое описание книги, я думал: «Какой я красавчик! У меня мышление роста!». Но читая книгу, то и дело узнавал себя в описании людей с фиксированным мышлением. Надеюсь, книга вам зайдёт.

Что почерпнул из книги

Фиксированное мышление базируется на убеждении, что у каждого человека от рождения есть определённый набор качеств и развить их никак нельзя. Каждый успех для таких людей очень важен. Им жизненно важно быть идеальным прямо сейчас. Потому что каждый тест может показать не только, насколько ты умён прямо сейчас, но и каким ты будешь в будущем. Поэтому каждая проверка должна быть идеальной. Ожидаемо, что такие люди чаще страдают от депрессии.

Свойства людей с фиксированным мышлением: 
— Считают, что для успеха необходим врождённый талант. Если таланта нет, то ничего добиться нельзя.
— Считают, что все качества даны от рождения и улучшить их нельзя. Так как качества ограничены, то нужно каждый раз подтверждать их наличие. И каждая ситуация воспринимается как подтверждение их интеллекта или личности. Справлюсь я или нет? Буду я выглядеть глупо или нет?
— Редко берутся за новые дела и часто бросают после первых неудач.
— Мало учатся, так как считают что развить способности нельзя.
— Не признают или не замечают свои ошибки, обвиняя в своих неудачах других людей или обстоятельства.
— Берутся только за простые задания, так как опасаются не справиться со сложным (а это докажет, что они неудачники).
— Сравнивают себя только с теми, кто хуже их, чтобы чувствовать себя лучше.
— Тяжелее переживают неудачи, так как ассоциируют себя с ошибкой. Мыслят в категории «Я неудачник», а не «Я ошибся».
— Любая событие определяет человека. Если я выиграю — я стану кем-то. Если проиграю — стану никем.
— Если добиваются успеха, стараются окружить себя предметами, подтверждающими их статус и постоянно их демонстрируют.
— Набирают в команду людей глупее себя, чтобы на их фоне казаться выигрышно.
— Если учитель обладает фиксированным мышлением он может передать его ученикам. У меня был такой учитель музыки :(


Мышление роста базируется на убеждении, что любое ваше качество можно развить упорным трудом и помощью других людей.

Люди с мышлением роста:
— Успех не предопределён ни талантом, ни генетикой, ни чем. Только упорным трудом, огромным количеством попыток и неудач.
— Не идентифицируют себя с неудачами. Мыслят в категории «я ошибся», а не «я неудачник».
— Успешнее справляются с депрессиями. Чем выше уровень депрессии, тем больше они предпринимают попыток справиться с ней, с проблемами в учёбе и жизни.
— Сохраняют и даже повышают интерес к задачам с повышением их сложности.
— Сложные задачи удаётся решить только за счёт больших усилий и множества попыток. Если прикладываешь усилия — идёшь верным путём.
— Много учатся.
— Не боятся неудач — так как каждая ошибка это шаг вперёд.
— Нередко добиваются бóльших успехов, чем талантливые люди.
— Рискуют браться за новое, даже если есть риск неудачи.
— Более уверены в себе, так как не боятся неудач. Ошибки не бьют по самооценке, так как любая ошибка означает одно — больше её не будет. 

Если вы узнали себя в описании людей с фиксированным мышлением — вам обязательно стоит прочитать эту книгу.

12 августа   книги

Нормальное распределение и оценка своих навыков

В публикации про эффект Даннинга — Крюгера в своём канале, я привёл в пример эксперимент в котором 80 % водителей утверждали, что их скилл вождения выше среднего. И упомянул, что это невозможно статистически. Хочу объяснить, как пришёл к этой точке зрения.

Нормальное распределение
Нормальное или гауссовское распределение играет важнейшую роль в анализе данных. Определение из википедии:

«Если величина является суммой многих случайных слабо взаимозависимых величин, каждая из которых вносит малый вклад относительно общей суммы, то центрированное и нормированное распределение такой величины при достаточно большом числе слагаемых стремится к нормальному распределению».

Простыми словами — если мы что-то исследуем, то на небольшой выборке (скажем, 10 человек) результаты могут быть любыми. Но при большом количестве опрошенных, результаты распределяются определённым образом. Большая часть — некие средние показатели. Средний рост, вес и так далее. Крайних значений будет намного меньше. Очень высокие или очень низкие люди встречаются реже людей, чей рост укладывается в некие привычные нам рамки. На графике нормальное распределение выглядит так:

Важно отметить, что нормальное распределение появляется именно на больших выборках. Это легко проиллюстрировать на примере анализа успеваемости в школе.

Представим, что в каждой параллели есть четыре класса: А, Б, В и Г. Классы А — отличники, классы Г — отстающие ребята. В моей школе так и было. Если рассмотреть оценки только из 9г класса, то можно сделать вывод, что в школе учатся только двоечники. Но если учесть все классы, то увидим нормальное распределение. Круглых отличников и полных двоечников будет мало. Остальные ребята будут распределены между ними. Большая часть учеников будет где-то посередине.

Опасность малой выборки
Хорошие исследования стараются охватить как можно большую выборку. Так как на малой выборке легко получить неверные результаты (или подтвердить нужную гипотезу).

Смешной, но реальный пример. В моей квартире живут: я, Полина и два наших котика. У меня и Фрая эпилепсия. Какие выводы по эпилепсии я могу сделать из этого?

  1. Половина млекопитающих страдают эпилепсией.
  2. Половина котов болеют эпилепсией.
  3. Мужчины болеют эпилепсией (Все белые мужчины болеют эпилепсией, все картавые мужчины болеют эпилепсий, все бывшие гаишники болеют эпилепсией).
  4. Женщины эпилепсией не болеют.

Правдивы эти выводы? И да, и нет. Относительно нашей выборки — да. Относительно всей популяции людей или животных — нет. Эпилепсией болеют около 1 % людей. У котов, наверное, так же. Просто нашей квартире повезло, в ней оказались довольно веселые жильцы.

Делать заключения, опираясь на малую выборку может быть опасным. Например, люди не пристёгиваются в автомобилях, потому что «вот у моего знакомого был брат, который не пристегнулся и выжил». Тем не менее, именно ремень безопасности обеспечивает 70 % спасений в критичных авариях. Или отказываются от прививок потому что «Ленка сделала прививку ребёнку, он после этого заболел! И болел три недели! И температура была 39!». Но именно прививки помогли победить многие смертельные болезни.

Исследования с водителями
В исследовании, которое я упомянул в посте, приняло участие 178 водителей. 80 % из них оценили себя выше среднего.

Почему, несмотря, на малую выборку я склонен ему доверять? Существуют методы подбора респондентов, которые позволяют на малой выборке получить результаты, которые можно экстраполировать на большую выборку. Подробно с этими методами я не знаком, поэтому раскрыть эту тему полнее не могу. (Если вы знаете — напишите в комментариях, пожалуйста.)

В другом, не менее интересном исследовании, водителей попросили оценить свои навыки в опасных ситуациях до и после обучения безопасному вождению. После обучения водители оценивали свои навыки скромнее.

Водителей с реальным навыком вождения «выше среднего» в определённой выборке может быть больше 50 %. Или даже сто. Но точно так же может быть, что большая часть водителей водит хуже среднего. Это зависит от того, какой величины была выборка, и где она была сделана — среди выпускников районной автошколы или выпускников курсов экстремального вождения. Проиллюстрировал это на примере.

Если тестировать всех водителей, то людей с навыками «выше среднего» будет не больше половины. Исследования с водителями показывает не навык вождения, а то как люди оценивают свой навык. Если мы протестируем уровень вождения, то все выпускники курсов экстремального вождения действительно будут выше среднего. Но если мы попросим их оценить свой уровень, то рискну предположить, что выпускники обычной автошколы оценят себя выше, нежели ученики доп. курсов.

Иллюзорное превосходство
Люди склонны преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки по сравнению с другими людьми. Это называется когнитивное искажение называется иллюзорное превосходство. Оно проявляется в работе, социальном положении, в оценке личных качеств и других областях. Простыми словами — мы любим прихвастнуть. Втянуть живот перед девушкой на пляже, немного преувеличить успехи ребёнка в школе или похвастаться в инстаграме отпуском на море (в моём моря нет, только шуточки — подписывайтесь :)

Словом, водители, как и все люди, просто слегка прихвастнули в своих ответах.


Посоветуйте курс лекций по статистике для новичков, пожалуйста. Уровень сложности примерно как в «Экономике для не экономистов» от ВШЭ.

Ошибки у других

Недавно в переписке я поправил близкого друга. Попросил использовать меньше многоточий в тексте. Из-за них было сложно читать... После каждого предложения возникали паузы... Из-за трёх точке в конце предложений текст пытался казаться глубокомысленным... Но только казался... А на деле был обычным Каждому предложению больше подходила точка в конце. На мою просьбу использовать меньше многоточий я услышал что невежливо поправлять людей. И вообще, иди в жопу, Саша.

Я слышал мнение, что поправлять людей невежливо. Да, незнакомых людей поправлять не стоит. Как не стоит лезть к незнакомцу с обнимашками. Но считаю, что близких людей поправлять можно. Два с половиной года я работал в месте, где критика была неотъемлемой часть жизни. Не работы, а именно жизни. Было нормально, когда кто-то поправлял другого. На такие замечания было две реакции. Либо «о, круто, спасибо», либо:

— Правильно вот так-то.
— Да схуяли? Обоснуй.
— Потому-то, потому-то и потому-то.
— А точняк. Круто, спасибо.

Иногда человека не переубеждали и он шёл проверять источники. И оказывался прав, или нет. В любом случае, это шло на пользу.

За пределами студии часто встречаются неженки. «Ой, это невежливо. Я так привык, а ты грубиян. Фу на тебя». Я уже привык помалкивать. Просто иногда не выдерживаю.

Но при этом люди постоянно поправляют других. Говорят жене: «Суп не солёный. Посоли в следующий раз». Может жена лучше знает, сколько соли класть? (Только глупцы не говорят про соль, иначе обречены есть несолёный суп всегда.) Говорят детям: «Сладкое надо есть после каши». Ребёнок сам знает, когда есть конфету — прямо сейчас.

Но когда человеку укажут на ошибку в речи, начинается «это невежливо». Считаю, что это плохо. Любые ошибки необходимо замечать и исправлять. Глупо это отрицать. Многие цепляются за своё мнение и считают его единственно важным. «Не смей трогать, как я живу!». А как вообще развиваться, если ничего не менять в себе и игнорировать ошибки?

UPD: Пример с супом и конфетой оказался неудачным. Вот другой.

Представьте, что вы каждый день обедаете с другом. А он ужасно чавкает. Чавк-чавк-чавк. Каждый день. И вас это ужасно раздражает. Что делать? Промолчать? Или сказать: «Олег, не чавкай пожалуйста?».

Незнакомому человеку говорить такое нет нужды. Завтра вы его не увидите или просто пересядете. А друг раздражает каждый день. Я предпочту попросить перестать чавкать.

Так же и в речи. Если какая-то особенность письма и разговора меня раздражает, я скажу об этом. И не вижу в этом ничего плохого.

Цвет линий в пучке

На второй версии трамвайной схемы мы изменили цвет некоторых линий. Это пришлось сделать, потому что за два года с момента выхода первой схемы в Челябинске закрыли несколько маршрутов.

Новые цвета получились яркие и сочные, но в некоторых местах пучки выглядели тёмными. Это происходило потому что некоторые цвета в окружении тёмных цветов воспринимаются темнее.

Посмотрите, как сочная салатовая линия у Красноармейской превращается в тёмно-зелёную рядом с серой линией на Российской улице. Но это один и тот же цвет. И та же отчётливая серая линия теряется между синей и коричневой около Трамвайного депо.



Решили проблему просто — в проблемных местах линии сделали чуть светлее. Стало лучше, а глаз подвоха не замечает.

Схема челябинских трамваев 2.0

Два с половиной года назад с Ильёй Бирманом мы выпустили схему челябинских трамваев, которая стала официальной.

Схема часто становилась источником вдохновения для других дизайнеров. И это было приятно. За два года вышло, наверное, не меньше пяти схем в которых узнавалось влияние нашей схемы.

С 2015 года Челябинске произошло много грустного с трамваями. Убрали несколько маршрутов, перевозчик успел обанкротиться. Тем не менее, трамваи в Челябинске живы и надеюсь не исчезнут совсем.

Сегодня мы выпустили вторую версию схемы. Эта версия — своеобразная «работа над ошибками», допущенными в первой версии. Работали над ней втроём: Илья Бирман, Полина Лесникова и я.

Основную работу вела Полина. Она избавила схему от ошибок, присущих первой версии. И смогла буквально за день изменить формат схемы и увеличить шрифт, когда случился форс-мажор.

Обо всех событиях и принятых решениях и их причинах мы расскажем позже в подробном процессе.

Как выбрать размер схемы

В транспорте удобнее пользоваться крупной схемой. На мелкой схеме в трясущемся автобусе ничего не разглядишь. Поэтому часто схемой хочется занять всю доступную площадь — текст будет больше, линии заметнее. Бабушки счастливы.

Такой вывод можно сделать в результате кабинетных размышлений. В принципе, верный — со схемами лучше не мельчить. Но если слепо следовать этому выводу и пропустить этап примерок, результат будет нерабочим. Как, например, получилось во Внукове.

Схема метро в телефонной будке. Москва, аэропорт Внуково, октябрь 2017.


В тесной телефонной будке нельзя отойти от схемы, чтобы полностью охватить её взглядом. Низ схемы не разглядишь. Большая схема в тесном пространстве давит на человека.

Схема должна быть соразмерна пространству. Но «соразмерна пространству» достаточно общие слова. На основе них сложно научиться безошибочно подбирать размер схемы.

Немного теории

Ответ на вопрос «почему большая схема в тесном пространстве не алё» даст наука.

Поле зрения человека ограничено. Углы обзора, в котором человеку комфортно рассматривать мир не поворачивая головы, это 55° по вертикали и примерно 30° по горизонтали. Периферийное зрение не учитываем, так как оно не участвует в чтении.

Схема поля зрения человека. Взял отсюда.


Для примера возьмём вагон метро. Человек не может вплотную подойти к стене из-за кресла и сидящих пассажиров. Поэтому делать маленькую схему (например, А4) смысла нет — её не разглядишь. Но если схема будет больше конуса зрения, то пассажир может не заметить станции, находящиеся вне его.


Практика

Прежде чем идти на примерку в метро, можно сделать предварительную примерку дома. Это сэкономит патроны — не придётся печатать заведомо большие или слишком маленькие форматы.

Для предпримерки нужно знать доступную площадь, которую можно занять наклейкой, и размеры вагона. Прям не ссыте и идите с рулеткой и блокнотом в вагон. На основе этих замеров разметите комнату, развесите распечатки схем и оцените их с правильного расстояния.

Результатом предпримерки станут несколько форматов, которые нужно будет оценить уже в вагоне. На примерку стоит взять высокого друга, который сядет перед схемой. Это нужно, чтобы оценить насколько люди закрывают головой схему. Возможно, схему придётся чуть уменьшить.

Пассажиры тактично дают рассмотреть схему.


Краткое резюме, как выбирать размер схемы — чем меньше свободного места вокруг, тем меньше нужна схема. На улице места много, и схему можно расфигачить.

Навигационная стелла с макетом человека. Москва, ноябрь 2017.


Если схема будет заканчиваться у самой земли, то нижние станции будет неудобно рассматривать.

Пример из жизни

Во время первой боевой примерки челябинская схема была очень большой. До примерки идея разместить схему на окне казалась отличной. Оказалось, что сидящим пассажирам неудобно пользоваться схемой — нужно постоянно вертеть головой. А стоящие ничего не видели из-за вертящихся голов.

Маленькую схему в Бремене наклеили поверх голов и ей удобно пользоваться.

Координатная сетка. Инструкция

Координатную сетку можно рисовать сплошной или пунктирной линией. На пересечениях пунктирной линии должна стоять одна точка. Если просто нарисовать пунктирные линии, то на пересечениях точки дружить не будут.

Красивая сетка в Иллюстраторе

Рисуем координатную сетку, ограничивая её рамкой из замкнутой фигуры. Например, квадратом, как на примере выше. Выделяем всю сетку и жмём Divide на панели Pathfinder.

После этого выравниваем точки по концам линий.

И получаем красивую сетку.

Координатная сетка и текст

Одной картинкой

Тестирование схем

Тестирование в реальных условиях — важная часть любой дизайнерской работы. При разработке любой дизайн нужно проверить в боевых условиях. Потыкать в приложение на мобилке, распечатать визитку с логотипом или прикрутить указатель к фонарному столбу.

Транспортные схемы, предназначенные для печати, на экране компа выглядят не так, как будут смотреться в вагоне метро или на остановке. Экран светится, бумагу мы видим в отражённом свете. Экран всегда яркий и у него постоянная цветовая температура, бумага отражает окружающее освещение и в сумерках она тусклее. Экран большой (маленький), схема маленькая (большая). И так далее.

Расскажу о пользе тестирования на примере работы над трамвайной схемой.

Цветопробы

Цветопробы помогают определиться с цветом. Разница цвета между экраном и бумагой порой бывает велика. Чётко различимые на экране цвета линий на бумаге сливаются в толстую линию грязного цвета.

Когда мы с Ильёй Бирманом делали схему, каждый понедельник я ездил в типографию и делал цветопробу. Свежая версия всегда висела на стене над монитором. Это позволяло оценить различия между экранной и бумажной схемами.

Благодаря цветопробам нам удалось подобрать цвета в самом сложном пучке так, чтобы они не сливались и были различимы дальтониками.

Изменение цветов самого толстого пучка на трамвайной схеме. Картинка из процесса работы над схемой.


К концу работы у меня накопилась приличная коллекция распечаток.

Коллекция цветопроб. Если присмотреться, то можно заметить различия между схемами

Примерки

Примерки помогают определиться с форматом, покажут как схема будет смотреться в вагоне. Так же примерка разобьёт несколько гипотез и подтолкнёт к правильным решениям.

Сначала мы с Ильёй хотели сделать схему формата А3 и размещать на передней стенке вагона. На примерке выяснилось, что место для схемы ограничено глухим окном трамвая КТМ 71-605А. Ширина окна была 40 см, меньше стороны формата А3 на целый сантиметр.

Место для схемы в трамвае КТМ 71-605А. При примерке лист пришлось подрезать.


В другом трамвае места для схемы больше.


Примерка показала, что выбранный формат не подходит для одного вагона и что схема будет висеть в окружении рекламы и будет незаметна.

Этот вывод подтолкнул нас с Ильёй к мысли, что схему можно наклеить на окно. А чтобы не загораживать пассажирам вид из окна, схему решили напечатать на прозрачной подложке. Тут хочется добавить, что помимо размещения на окне возможно ещё одно решение — делать разные форматы схем для разных вагонов. Но мы решили использовать окно.

Заказав печать на прозрачной плёнке, пошли на вторую примерку. В этот раз оказалось, что схема на выбранной прозрачной плёнке не работает. Она полностью просвечивает и ничего не видно.

Подложили белую подложку — сразу стало лучше.

Примерки помогли нам определиться с форматом и техникой печати схемы.

Тестирование

Тестирование дизайна в боевых условиях пользователями помогает выявить слабые места, ошибки и позволяет сэкономить деньги.

Наклеив схему на белой непрозрачной основе на окно, трамвай № 1273 выпустили в город. За четыре часа наблюдений выяснилось:
— что схему никто не замечает;
— она загораживает обзор.

Место рядом со схемой не пользовалось популярностью. Люди садились рядом с ней только если остальные места были заняты. Пассажирам интересно смотреть в окно и неприятно сидеть рядом с глухим окном.

За четыре часа только три или четыре человека разглядывали схему. Один из них был мальчик, который увидел схему сразу, как только зашёл в вагон.

Мама показывает мальчику остановку «ЧМК»


На основе наблюдений родилась гипотеза, что взрослые не замечают большие плакаты. Вокруг нас много рекламы, каждый большой плакат отфильтровывается мозгом и не доходит до сознания. Поэтому делать большую схему было ошибкой. Если бы этого тестирования не было, печать полного тиража больших схем была бы напрасной тратой денег.

Тем не менее, размещение схем на окнах возможно. Достаточно уменьшить формат.

Транспортная схема из Бремена. Схема не кричит о себе, и лучше заметна из-за нарушения целостности окна. Фотка Паши Омелёхина


У размещения схемы на окне трамвая в Челябинске есть ещё один недостаток. Зимой окна в трамваях Челябинска полностью замерзают. И на три месяца схема будет скрыта от пассажиров слоем льда. В Бремене климат позволяет заклеивать окна. Благодаря тестированию стало понятно, что когда схема повиснет в трамваях, скорее всего она будет размещена на стенах вагона.

Последовательное тестирование схемы (да и любого дизайна) на всех этапах разработки помогает избежать многих ошибок, которые не очевидны без полевых испытаний.

География на транспортных схемах

Проще — лучше

Энтони Доу написал книгу в которой описал работу своего отца, Джорджа Доу (о нём рассказывал в истории транспортных схем) над схемами Британских железных дорог. Название книги — «Сообщить, где выйти пассажиру» — ёмко описывает смысл схем наземного и подземного транспорта.

Географические подробности на транспортных схемах не нужны и порой мешают. Например, официальная схема челябинских трамваев в 2009 году была построена просто — трамвайные линии обвели в кореле.

Трамвайная сеть Челябинска на карте и официальная схема в 2009 году.


Топографическую точность линий сохранили, отобразив каждый поворот. Но при этом убрали все географические признаки. Из-за ограничений формата, верхняя часть линий не поместилась. Хотя можно было просто сделать схему меньше.

Разберём детальнее. В центре из-за большой плотности остановок и маленького расстояния между ними подписи не удалось разместить прямо. Слова стоят под произвольными углами.

Центр на челябинской трамвайной схеме в 2009 году.


Или вот, Свердловский проспект. Это длинная палка на севере города с десятью остановками. Здесь обратная ситуация. Это промышленная зона города и остановки редки. Можно было подрезать палку и уменьшить расстояние между остановками.

Трамвайная линия вдоль Свердловского проспекта.


Сравните с первой транспортной схемой, нарисованной вручную 80 лет назад.

Фрагмент карты железных дорог и схема пригородных электричек Джорджа Доу, 1929. Оцените разницу между географией линий и отображением их на схеме.


На трамвайной схеме мы с Ильёй Бирманом избавились от кучи лишних поворотов, пустого пространства сверху, раздвинули центр и редуцировали географию в рисунке линий. При этом Челябинск на схеме горожанами узнаётся сразу.

Официальные схемы челябинских транваев в 2009 и в 2015 годах.


Но на схеме остались некоторые бесмысленные повороты. Например, тщательно отрисованные изгибы трамвайной линии на юго-востоке города. Без них схема выглядит проще, а работает не хуже.

Или два лишних поворота на второстепенной линии автобусов и троллейбусов. Без них так же лучше.

Смешна причина появления этих поворотов. Долгое время я жил на юго-востоке Челябинска. И почти каждый день ездил в техникум, университет и на работу по одной и той же дороге в течении долгих лет. И мог с закрытыми глазами доехать до нужной остановки, считая повороты.

Пять лет я прожил в центре города, недалеко от вторых поворотов. И тоже считал, что важно их показать. При этом не задумываясь выпрямлял линии в остальных частях города.

Позже оказалось, что указание поворотов на схемах не помогает в ориентировании. Мне довелось это проверить. Когда я был впервые в Уфе, мне нужно было вечером с окраины доехать до центра на маршрутке. Я решил проверить гипотезу поворотов и отказался от телефона в пользу схемы.

Схема из любой маршрутки. Нашёл в инете.


Я сбился на третьем или четвёртом повороте. Через полчаса достал телефон и остаток маршрута проверял по нему.


Не стоит отказываться от географии совсем

При создании схем географические признаки можно редуцировать. Но нужно делать так, чтобы образ города остался узнаваемым.

Московское метро. Картинка из бизнес-линча. Хорошее упражнение для дизайнера, но сложная в использовании схема.


С течением времени города меняются. За несколько десятков лет границы города могут значительно вырасти. Часть дорог исчезнет, появятся новые. На автомобильных картах дороги будут выделены, на топографических — нет. Но есть один признак, который с течением времени почти не меняется. Это реки, озёра, пруды и водохранилища.

Челябинск на разных картах с 1967 года по 2017.


Люди селились у воды, делили города на левый и правый берег, заречье. Вода — мощный элемент формирования образа города. Москва горела, перестраивалась, а Москва-река как была в 1617 году, так и осталась в спустя 400 лет.

Москва, 1617 год. Источник


Официальные схемы челябинского транспорта избавлены от географической привязки вообще. При этом сети дорог различного сильно различаются. В итоге, три схемы не работают на создание образа города.

Официальные схемы трамвая, троллейбуса и автобуса. Ни одна из схем не передаёт образ города. Это могут быть схемы транспорта в Смоленске, Ярославле и Нижневартовске.


Но стоит добавить водоёмы и схемы сразу становятся родными сёстрами.

Вот теперь это схемы транспорта в Челябинске.


Водоёмы не единственные важные признаки, формирующие образ. Парки, памятники, исторические здания — всё это помогает формированию образа у приезжих и узнаванию образа жителями города. При создании схемы важно понять, что помогает в создании образа конкретного города и использовать эти признаки на схеме.

Ctrl + ↓ Ранее